
Постановление Арбитражного суда Московского округа
№А40-52408/2024 от 02.06.2025
Неконкретность требования привела к отмене решения налоговой инспекции
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Дербенева А.А., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Инжеватов А.К. по дов. от 06.09.2024;
от заинтересованного лица: Немтинов А.В. по дов.от 22.07.2024;
рассмотрев 27 мая 2025 года в судебном заседании кассационную жалобу
ИФНС № 4 по г. Москве
на решение от 25 октября 2024 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 14 февраля 2025 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт»
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве
о признании недействительными требования об уплате задолженности и решения,
установил:
Открытое акционерное общество «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт» (далее — Общество, Заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве (далее по тексту — Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным требования об уплате задолженности № 37015 от 07.09.2023 и решения о взыскании задолженности от 01.11.2023 № 10541.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2024 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2025 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2024 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ИФНС № 4 по г. Москве, в которой заявитель со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права просит суд округа отменить принятые по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Письменный отзыв представлен в материалы дела.
От «ИФНС № 4 по г. Москве поступили письменные пояснения к кассационной жалобе, которые приняты судебной коллегией в качестве правовой позиции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, определением Арбитражного суда от 02.02.2016 принято к производству заявление о признании Общества несостоятельным (банкротом). Возбуждено дело № А40-239581/2015 о несостоятельности (банкротстве).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2016 по делу № А40-239581/2015 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2017 по делу № А40-239581/2015 налогоплательщик признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В связи с числящейся задолженностью Инспекцией сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование № 37015 об уплате задолженности по состоянию на 07.09.2023 (далее требование), со сроком оплаты 02.10.2023 в сумме 15 184 419,36 руб., в том числе: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ в размере 42 719 руб.; страховые взносы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования в размере 3 354,58 руб.; штраф за страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года) в размере 290,01 руб.; штраф за страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения) в размере 510 руб. Также в требовании указаны пени в размере 15 137 545,77 руб.
В установленный в требовании срок задолженность налогоплательщиком не погашена, в связи с чем Инспекцией принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от 01.11.2023 № 10541 (далее решение) и направлено поручение на списание и перечисление денежных средств с расчетного счета налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации на сумму 15 387 864,44 руб. 24.11.2023 в адрес УФНС России по г. Москве была подана апелляционная жалоба на решение и требование.
Решением вышестоящего налогового органа от 25.12.2023 № 21-10/154488@ основания для удовлетворения жалобы не установлены.
Заявитель, обращаясь в суд, отметил, что непогашенные текущие требования перед бюджетом отсутствуют; в требовании не указаны сроки уплаты и период образования задолженности; отсутствует расчет задолженности и сумма пеней.
Следовательно, требование и решение нарушают права и законные интересы общества, а также нарушают порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов, подлежащих погашению в порядке, установленном ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В ходе рассмотрения настоящего спора Инспекция представила пояснения, согласно которым у Общества образовалась задолженность по пеням по результатам проведения выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения по решению № 03-1-28/1/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.03.2015.
Сумма данных пеней составила 23 729 247 руб. со сроком уплаты 11.03.2015.
На основании решения Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-163371/15 от 21.09.2015 задолженность по пеням приостановлена к взысканию.
Далее Инспекция приводит сведения, содержащиеся в информационном ресурсе налогового органа в отношении налоговой задолженности Общества.
В частности, как указывает Инспекция, в КРСБ отражены операции «Уменьшено пени в связи с приостановлением взыскания» в размере 5 459 394,48 руб. и в размере 23 463 942 руб.
Согласно данным информационного ресурса заявителем 04.09.2015 уплачены пени в размере 23 729 247 руб.
По заявлению заявителя 06.10.2015 денежные средства возвращены на расчетный счет в размере 23 463 941,83 руб. В КРСБ 05.08.2016 отражены операции «Окончание приостановления взыскания пени» в размере 5 459 394,48 руб. и в размере 23 463 942 руб.
В связи с чем образовалась задолженность по пеням в размере 29 135 473,87 руб.
По состоянию на 05.08.2016 недоимка по налогу составляла 117 211 967,69 руб.
На основании решения Арбитражного суда города Москвы 03.08.2018 сторнированы доначисления по выездной налоговой проверки, в том числе по пеням в размере 22 969 915,91 руб.
После сторнирования начислений задолженность по пеням заявителя составила 35 772 441,26 руб., а недоимка налогу составила 73 910 346,69 руб.
По состоянию на 01.01.2023 задолженность по пеням отражена в ЕНС в размере 15 763 075,34 руб.
Инспекцией 07.09.2023 на сумму отрицательного сальдо сформировано требование об уплате задолженности № 37015.
Сумма задолженности, указанная в требовании об уплате задолженности, составляет 15 184 419,36 руб.
В связи с отсутствием сведений о погашении задолженности в реестре решений 01.11.2023 размещено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств № 10541 на сумму 15 387 864,44 руб. и поручение № 15543 на списание денежных средств со счетов налогоплательщика в размере 15 142 511,75 руб.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что по состоянию на 25.06.2024 недоимка по сальдо ЕНС налогоплательщика составляет 16 267 531,07 руб. и состоит из:
КБК 18210801000011060110 ОКТМО 75701390 «Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу)» в размере 21 987,90 руб., недоимка образована в связи с начислением госпошлины в размере 2 000,00 руб. по сроку уплаты 25.01.2024, 14 987,90 руб. по сроку уплаты 16.02.2024, 3 000,00 руб. по сроку уплаты 16.02.2024, 2 000,00 руб. по сроку уплаты 19.04.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210604011021000110 ОКТМО 71956000 «Транспортный налог с организаций» в размере 776,00 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 194,00 руб. по сроку уплаты 28.04.2023, 194,00 руб. по сроку уплаты 28.07.2023, 194,00 руб. по сроку уплаты 30.10.2023, 194,00 руб. по сроку уплаты 28.02.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210604011021000110 ОКТМО 71819153 «Транспортный налог с организаций» в размере 2 266,00 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 566,00 руб. по сроку уплаты 28.04.2023, 566,00 руб. по сроку уплаты 28.07.2023, 566,00 руб. по сроку уплаты 30.10.2023, 568,00 руб. по сроку уплаты 28.02.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210604011021000110 ОКТМО 45374000 «Транспортный налог с организаций» в размере 69 270,00 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 17 878,00 руб. по сроку уплаты 28.04.2023, 17 878,00 руб. по сроку уплаты 28.07.2023, 16 758,00 руб. по сроку уплаты 30.10.2023, 16 756,00 руб. по сроку уплаты 28.02.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210602010021000110 ОКТМО 40389000 «Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения» в размере 102 220,00 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 25 555,00 руб. по сроку уплаты 28.04.2023, 25 555,00 руб. по сроку уплаты 28.07.2023, 25 555,00 руб. по сроку уплаты 30.10.2023, 25 555,00 руб. по сроку уплаты 28.02.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210602010021000110 ОКТМО 40392000 «Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения» в размере 141 557,00 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 35 389,00 руб. по сроку уплаты 28.04.2023, 35 389,00 руб. по сроку уплаты 28.07.2023, 35 389,00 руб. по сроку уплаты 30.10.2023, 35 390,00 руб. по сроку уплаты 28.02.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210602010021000110 ОКТМО 40390000 «Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения» в размере 142 703,00 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 35 676,00 руб. по сроку уплаты 28.04.2023, 35 676,00 руб. по сроку уплаты 28.07.2023, 35 676,00 руб. по сроку уплаты 30.10.2023, 35 675,00 руб. по сроку уплаты 28.02.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210214020060001160 ОКТМО 70640101 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года)» в размере 290,01 руб., недоимка образована в связи с начислением штрафа в размере 96,67 руб. по сроку уплаты 07.03.2019, 96,67 руб. по сроку уплаты 04.07.2019, 96,67 руб. по сроку уплаты 04.07.2019. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210214030080001160 ОКТМО 70640101 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения)» в размере 510,00 руб., недоимка образована в связи с начислением штрафа в размере 170,00 руб. по сроку уплаты 07.03.2019, 170,00 руб. по сроку уплаты 04.07.2019, 170,00 руб. по сроку уплаты 04.07.2019. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18210201000011000160 ОКТМО 45374000 «Страховые взносы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования» в размере 361 316,84 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 85 563,32 руб. по сроку уплаты 29.01.2024, 81 523,13 руб. по сроку уплаты 28.02.2024, 81 523,12 руб. по сроку уплаты 28.03.2024, 63 531,56 руб., по сроку уплаты 02.05.2024. Данные начисления частично погашены выплатами из ЕНП от 24.06.2024 в размере 25 472,56 руб. и 9 628,11 руб. Непогашенный остаток начислений составляет 361 316,84 руб.
КБК 18210102010011000110 ОКТМО 45374000 «Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ, а также доходов от долевого участия в организации, полученных физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в виде дивидендов» в размере 162 547,00 руб., недоимка образована в связи с начислением налогов по расчету в размере 24 956,00 руб. по сроку уплаты 05.02.2024, 10 371,00 руб. по сроку уплаты 29.01.2024, 17 734,00 руб. по сроку уплаты 05.04.2024, 19 454,00 руб. по сроку уплаты 28.02.2024, 11 117,00 руб. по сроку уплаты 28.03.2024, 15 872,00 руб. по сроку уплаты 05.03.2024, 23 425,00 руб. по сроку уплаты 02.05.2024, 13 095,00 руб. по сроку уплаты 06.05.2024, 13 391,00 руб. по сроку уплаты 05.06.2024, 13 132,00 руб. по сроку уплаты 28.05.2024. Отсутствует оплата по данным начислениям.
КБК 18211617000010000140 ОКТМО 45374000 «Пени, отражаемые на Едином налоговом счете налогоплательщика» в размере 15 262 087,32 руб.
Однако, все вышеизложенное по тексту настоящего решения и приведенные налоговым органом, в своих пояснениях данные из ЕНС налогоплательщика абсолютно не соотносятся с размерами и видами задолженности, указанной в оспариваемом требовании (налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ в размере 42 719 руб.; страховые взносы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования в размере 3 354,58 руб.; штраф за страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года) в размере 290,01 руб.; штраф за страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения) в размере 510 руб., а также пени в размере 15 137 545,77 руб.).
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрено, что требование об уплате задолженности должно содержать: сведения о сроке исполнения требования; сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком; предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Формулой расчета пени по налогам является (пени = недоимка x ключевая ставка ЦБ x 1 / 300 x количество дней просрочки).
В нарушение ст. 69 НК РФ в оспариваемом требовании не указаны периоды образования задолженности, сроки уплаты задолженности, а также отсутствует расчет задолженности и суммы пеней.
В нарушение ст. 65 АПК РФ Инспекцией не представлены первичные документы, подтверждающие суммы задолженностей (налоговые декларации, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, решение по итогам налоговой проверки, справки 2 НДФЛ и т.д.).
Таким образом, суд правомерно признал обоснованным довод заявителя о том, что из оспариваемого требования не возможно установить период образования задолженности на сумму задолженности, не возможно проверить расчет задолженности и пеней, невозможно установить относится она к реестровой или текущей и соблюдены ли сроки взыскания задолженности в установленные в НК РФ.
Согласно последним пояснениям Инспекции в оспариваемом требовании отражена следующая задолженность: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ в размере 42 719 руб.; страховые взносы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования в размере 3 354,58 руб.
Однако, при отсутствии вышеуказанных первичных документов, подтверждающих задолженность и период ее образования, сами по себе указанные пояснения налогового органа ничего не подтверждают.
Также как и не подтверждают указанные выше обстоятельства и скриншоты из программы АИС налог 3, поскольку данные скриншоты не соотносятся с данными требования, лишены надлежащего документального подтверждения.
В связи с чем применены к заявителю суммы штрафа в размере 290,01 руб. и 510 руб. указанные в оспариваемом требовании, налоговый орган не пояснил, решение о привлечении к ответственности не представил. Относительно суммы пеней 15 137 545,77 руб. налоговый орган также не представил документов, подтверждающих пенеобразующую сумму, период образования пенеобразующей суммы (применительно к каждому виду, налога, сбора, на которые начислены пени), не представил расчет пеней с указанием даты начала, окончания расчета пенеобразующей суммы, ставки пеней (по каждому налогу и сбору).
Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемое требование не соответствует положениям статей 69, 70, 75 НК РФ.
Соответственно, принятое на основании требования № 37015 от 07.09.2023 решение от 01.11.2023 № 10541 также не может быть признано законным и обоснованным.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ссылка Инспекции на то, что задолженность Общества по пеням образовалась по результатам проведения выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения по решению № 03-1-28/1/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.03.2015, судами верно отклонена с учетом совокупности сроков установленных статьями 46, 47, 69, 70 НК РФ для взыскания задолженности в принудительном порядке, в том числе для обращения в суд.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод, что оспариваемые требование об уплате задолженности № 37015 от 07.09.2023 и решение от 01.11.2023 № 10541 Инспекции не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем, заявленные требования открытого акционерного общества «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ» обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам кассатора, налоговым органом не представлено доказательств наличия задолженности в суд первой инстанции, законность и обоснованность принятых ненормативных правовых актов с учетом положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказана.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 октября 2024 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2025 года по делу № А40-52408/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Неконкретность требования привела к отмене решения налоговой инспекции
Судьи АС Московского округа Постановлением от 2 июня текущего года № Ф05-6972/2025 по делу № А40-52408/2024 «забраковали» требование налоговиков об уплате задолженности и решение об ее взыскании. Установлено, что данное требование составлено ненадлежащим...


Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
