Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/47668 от 15.05.2025

УСН и НДС в 2025 году

Вопрос: Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» для налогоплательщиков, применяющих упрощенную налоговую систему (УСН), введены дифференцированные ставки налога на добавленную стоимость в зависимости от величины прибыли за предыдущий налоговый период.

В том случае, если договором поставки в части его цены не предусмотрена возможность применения иных ставок, кроме ранее действовавших: 20% - для ОСН и «без НДС» - для УСН, по какой ставке поставщик, применяющий УСН, должен начислять НДС, если на основании внесенных изменений у него возникает обязанность по выделению одной из дифференцированных ставок (5%)?

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 6 мая 2025 г., и по вопросу о порядке исчисления налога на добавленную стоимость налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее соответственно - НДС, УСН), сообщает.

На основании положений пункта 1 статьи 145, пункта 1 статьи 146 и пункта 8 статьи 164 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и признаваемые налогоплательщиками НДС, у которых за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, сумма доходов превышает в совокупности 60 млн рублей, вправе в порядке, установленном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, применять налоговые ставки в размере 5 (7) процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма НДС, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы НДС, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.

Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

При этом сумма НДС, исчисленная такими организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из указанной налоговой базы, предъявляется к уплате покупателю товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых ими товаров (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что порядок определения цены (тарифа) товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых налогоплательщиками, в том числе применяющими УСН, нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не регулируется.

Также отмечаем, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В связи с этим изменение (пересмотр) цены договора возможно только в случаях и на условиях, предусмотренных договором. При этом вопрос об изменении цены (стоимости) договора в случае изменения режима и (или) условий налогообложения законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не регулируется.

Также законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предоставляет налоговым и финансовым органам права вмешиваться в хозяйственные взаимоотношения между двумя равноправными хозяйствующими субъектами, учитывая принцип свободы договора и невмешательства органов государственной власти в гражданско-правовые отношения сторон договора.

Поэтому, учитывая, что размер, условия и сроки внесения платы за реализуемые товары (работы, услуги) определяются договором на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а случаи и порядок изменения размера этой оплаты предусматриваются данным договором, вопросы, возникающие между сторонами договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) относительно увеличения стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) в случаях перехода продавца, применяющего УСН, на исчисление и уплату НДС, подлежат решению в гражданско-правовом порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

13 июля

Сегодня для бухгалтера

Календарь публикаций

Июль 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x