Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/24851 от 13.03.2025

Про ИП на УСН, услуги общепита и освобождение от НДС

Вопрос: ИП, оказывающий услуги общественного питания (ресторан), применяет УСН. Доход за 2024 г. больше 60 млн руб. С 2025 г. стал плательщиком НДС.

В 2025 г. ИП планирует исчислять и уплачивать НДС по ставке 5%.
С 2026 г. собирается воспользоваться освобождением от НДС, предусмотренным пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Согласно разъяснениям Минфина России организации и ИП, применяющие с 1 января 2025 г. УСН и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, либо начавшие исполнять обязанности плательщика НДС после утраты освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, вправе в отношении оказываемых услуг общественного питания применять освобождение от НДС, предусмотренное пп. 38 п. 3 ст. 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.

Может ли ИП с 2026 г. получить освобождение от НДС, если согласно п. 9 ст. 164 НК налогоплательщик обязан применять налоговую ставку по НДС в размере 5% в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который представлена налоговая декларация по НДС, в которой отражены операции, подлежащие обложению НДС по этой налоговой ставке?

Ответ: В связи с обращениями, зарегистрированными в Минфине России 17 января 2025 г. и 25 февраля 2025 г., Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

По вопросу применения индивидуальным предпринимателем, не имеющим с 1 января 2025 г. оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, предусмотренного пунктом 1 статьи 145 Кодекса для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, положений подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса отмечаем следующее.

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги общественного питания, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания, оказываемые вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, установленных данным подпунктом.

В связи с этим с 1 января 2025 г. вышеуказанный индивидуальный предприниматель вправе при оказании услуг общественного питания применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при соблюдении условий, установленных подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x