Постановление Арбитражного суда
№А46-9148/2024 от 25.02.2025

Компания не смогла доказать, что подала данные из раздела 2 в составе отчета ЕФС-1

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сафронова М.М., судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Губанищевой У.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13198/2024) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2024 по делу № А46-9148/2024 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» (ИНН 5506039040, ОГРН 1025501248453, адрес: 644046, Омская область, г. Омск, ул. Бульварная, дом 4) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450, адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Чапаева, д. 71/1) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.04.2024 № 550824100041804,

при участии в судебном заседании представителей: от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области – Климова Людмила Яковлевна (паспорт, по доверенности №ОС-71 от

19.08.2024 сроком действия дот 13.11.2025, диплом);

от бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» – Филиппов Виталий Игоревич (паспорт, по доверенности от 04.12.2024 сроком действия один год, диплом),

УСТАНОВИЛ:

бюджетное учреждение Омской области «Автобаза здравоохранения» (далее также – заявитель, БУОО «Автобаза здравоохранения», учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения

Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее также – заинтересованное лицо, ОСФР по Омской области) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.004.2024 № 550824100041804.

Определением суда от 31.05.2024 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).

Определением суда от 23.07.2024 дело назначено к рассмотрению по правилам административного судопроизводства, ввиду необходимости представления доказательств в обоснование заявленных требований.

Решением Арбитражного суда Омской области от 18.11.2024 заявление БУОО «Автобаза здравоохранения» удовлетворено. Признано недействительным решение ОСФР по Омской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.004.2024 № 550824100041804, как несоответствующее требованиям закона. С ОСФР по Омской области в пользу БУОО «Автобаза здравоохранения» взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы её податель настаивает на допущенном страхователем факте нарушения – непредоставление в установленный срок сведений о начисленных страховых взносах на обязательное социального страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1, раздел 2) за период 2023 года.

В отправленный 24.01.2024 страхователем отчёт ЕФС-1 посредством программного обеспечения СБИС содержал в себе только сведения СЗВ-СТАЖ-ЕФС с данными о страховом стаже застрахованных лиц, раздел 1 ЕФС-1, сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вместе с тем ЕФС-1 раздел 2 отсутствовал.

В отзыве на апелляционную жалобу БУЗОО «Автобаза здравоохранения», возражая против доводов апеллянта, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ОСФР по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель БУЗОО «Автобаза здравоохранения» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В марте 2024 года в соответствии со статьёй 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) Отделением Фонда, являющимся страховщиком, проведена камеральная проверка БУОО «Автобаза здравоохранения» являющегося страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 2023 год.

В ходе камеральной проверки установлены нарушения, а именно: непредставление в установленный срок сведений о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период – 2023 год; по итогам проверки составлен акт выездной проверки №550824100041802 от 05.03.2024, вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний № 550824100041804 от 11.04.2024.

Несогласие БУОО «Автобаза здравоохранения» с названным решением Отделения фонда о привлечении страхователя к ответственности, явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заваленные требования, суд первой инстанции, исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств, установил, что необходимые сведения о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период – 2023 год были представлены страхователем своевременно 24.01.2024 посредством сдачи отчёта ЕФС-1 через программное обеспечение «СБИС отчётность», в связи с чем заключил об отсутствии факт вменённого ОСФР по Омской области нарушения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального

(персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ.

На основании абзаца 3 части 2 статьи 15 Федеральным законом от 01.04.1996 № 27ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Закон № 27ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.

Страхователь в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе), в том числе дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданскоправового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.

Сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.

Единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)», а также Порядок ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2023 № 2281 (далее - Порядок № 2281).

Форма ЕФС-1 является входящим документом индивидуального (персонифицированного) учета.

При направлении в Фонд формы ЕФС-1 допускается представление отдельных разделов и подразделов в соответствии с законодательно установленными сроками.

Титульный лист является обязательным для заполнения при представлении всех разделов и подразделов формы ЕФС-1. Заполнение подраздела 1 раздела 1 «Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)» является обязательным при представлении подразделов 1.1, 1.2, 1.3 подраздела 1. При представлении раздела 2 подразделы 2.1, 2.3 раздела 2 являются обязательными для заполнения всеми страхователями. В случае отсутствия показателей для заполнения подразделов 2.1.1 и 2.2 раздела 2 указанные подразделы не заполняются и не представляются. (пункт 12 Порядка № 2281).

В соответствии с пунктами 13 Порядка № 2281, форма ЕФС-1 заполняется на основании первичных документов страхователя, в том числе приказов, других документов кадрового учета и данных бухгалтерского учета, технологической документации, а также на основании договоров гражданско-правового характера и иных договоров, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы.

Форма ЕФС-1 может представляться в электронной форме или на бумажных носителях (в том числе в сопровождении магнитного носителя).

В статье 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов фонда осуществлять контроль за правильностью предоставления страхователем сведений, определенных настоящим Законом.

Согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 названного Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Привлекая страхователя к ответственности, Фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины как обязательного элемента состава правонарушения, о чем указать в решении.

В рассматриваемом случае, суд первой инстанции по результатам осмотра ноутбука

БУОО «Автобаза здравоохранения» и установленного на нем программного обеспечения СБИС при участии технических специалистов со стороны заявителя и заинтересованного лица, принимая во внимание ответ от разработчика программного обеспечения СБИС ООО «Компания «Тензор», к однозначному выводу о своевременном получении/неполучении (25.01.2024) страховщиком в составе отчетности ЕФС-1 спорных сведений не сделал.

Установив факт отправки страхователем 24.01.2024 посредством СБИС отчетности

ЕФС-1 при доказательствах его получения, пришёл к выводу о недоказанности ОСФР по Омской области факта несвоевременного представления страхователем сведений о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 2023 год.

Коллегия судей, разрешая спор, исходит из следующего.

В рассматриваемом случае материалы дела не содержат убедительных доказательств направления всех спорных документов учреждением 24.01.2024.

Как указано выше, форма ЕФС-1 представляет собой комплексную отчетность, которая объединяет в себе ряд разделов соответствующих ранее существующим формам отчётности СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3 и 4 – ФСС, которые заполняются в зависимости от того, какие сведения необходимо представить.

Разногласия между сторонами настоящего спора сводятся к тому, направлена ли страхователем в установленный законом срок (до 25.01.2024) по разделу о страховании от несчастных случаев на производстве.

По утверждению страхователя, они направлены и по неизвестной причине, в любом случае не зависящей от страхователя, ОСФР по Омской области они не получены.

По утверждению ОСФР по Омской области факт направления сведений о страховании от несчастных случаев на производстве страхователем не подтверждается.

Суд апелляционной инстанции полагает заслуживающими внимания доводы ОСФР по Омской области, согласно которым в отправленном по форме ЕФС-1 отчёте 24.01.2024 отсутствовал раздел 2 - сведения о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2023 год.

Как следует из содержания XML-файла, содержащего отчет ЕФС-1, поступившего от страхователя 24.01.2024 (распечатка представлена в материалы дела), в направленном отчете содержались только сведения СЗВ-СТАЖ - ЕФС с данными о страховом стаже застрахованных лиц - раздел 1 формы ЕФС -1.

Сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - ЕФС-1, раздел 2 в поступившем XML-файле отсутствовали.

Согласно полученному ответу от технической поддержки: в отчете по форме ЕФС-1, направленном страхователем 24.01.2024 - обращение № 101-24-000-4358-3718 от 25.01.2024, отчет содержит сведения СЗВ-СТАЖ-ЕФС - раздел 1, раздел 2 отсутствует.

Представленные заявителем скриншоты из системы СБИС (поименованные в электронном виде как ЕФС1-1, ЕФС1-2, ЕФС1-3) указывают на наличие заполненных сведений в форме ЕФС-1 по разделу 2 только в отчёте, датированном 30.01.2024, при этом не раскрыты сведения по отчёту, датированному 24.01.2024.

Как заявляет ОСФР по Омской области размеры файлов отчёта, направленного заявителем 24.01.2024, и направленного 30.01.2024 различны, что косвенно, по убеждению коллегии судей также свидетельствует о направлении различных (по объему) сведений 24.01.2024 и 30.01.2024.

Страхователем доказательств иного не представлено.

Ввиду изложенного выше, суд апелляционной инстанции заключает, что БУЗОО «Автобаза Здравоохранения», вопреки его утверждениям, 24.01.2024 не представлялись сведения о начисленных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2023 год, предоставление данных сведений осуществлено страхователем только при направлении отчёта 30.01.2024, т.е. с нарушением срока.

Таким образом, оснований для признания решения ОСФР по Омской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.004.2024 № 550824100041804 недействительным полностью у суда первой инстанции не имелось.

При изложенных обстоятельствах ОСФР по Омской области обоснованно усмотрены правовые основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде финансовых санкций.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности. Так, суд вправе оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, что согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного правонарушения.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №

11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке; если санкция была применена должностным лицом фонда, суд не лишен возможности снизить размер штрафа, назначенного Пенсионным фондом привлекаемому к ответственности лицу.

Указанным постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П признаны не соответствующие Конституции Российской Федерации положения Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего до 01.01.2017 в редакции, исключающей возможность применения смягчающих обстоятельств органом ПФР или судом в отношении начисленных по результатам проверок штрафов.

Фактически Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 № 2-П указал на возможность уменьшения штрафа и применения смягчающих обстоятельств только в суде при оспаривании страхователем решения о привлечении к ответственности или по искам Пенсионного фонда о взыскании штрафа. Таким образом, полномочия суда на уменьшение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекают из конституционных прерогатив правосудия.

В рассматриваемом случае апелляционный суд, в силу аналогии закона, полагает возможным применить порядок и критерии для определения смягчающих обстоятельств и уменьшения штрафа, установленные в налоговом законодательстве.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Из положений статьи 112 НК РФ следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением, соответственно, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.

Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (пункт 3 статьи 114 НК РФ).

В рассматриваемом случае, с учётом незначительности просрочки предоставления сведений, отсутствия последствий в виде причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного нарушения, а также статуса учреждения, не являющегося коммерческой организацией, принимая во внимание его имущественное положение, осуществление им социально значимой деятельности в сфере здравоохранения, суд апелляционной инстанции считает возможным учесть указанные обстоятельства и уменьшить общий размер штрафа, подлежащего взысканию с учреждения, в 10 раз.

С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает обоснованным удовлетворение требований ОСФР по Омской области, предъявленных к учреждению, частично в размере 1 397 руб. В остальной части решение ОСФР по Омской области подлежит признанию недействительным.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2024 по делу № А46-9148/2024 изменить, изложив его следующим образом.

Заявление товарищества бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» (ИНН 5506039040, ОГРН 1025501248453) удовлетворить частично.

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП: Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 31.01.2025 0:26:46

Кому выдана Иванова Наталья Евгеньевна

Признать недействительным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.04.2024 № 550824100041804, в части наложения штрафа в размере, превышающем 1 397 руб.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (ИНН 5500000054, ОГРН 1025500739450) в пользу бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» (ИНН 5506039040, ОГРН 1025501248453) 3000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.


Председательствующий судья Сафронова М.М.

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x