
Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/2688 от 16.01.2025
Как платить НДС по госконтракту, срок действия которого начался в 2024 году?
Вопрос: Организация (далее - ООО) осуществляет реализацию различной соковой продукции, в том числе и по заключенным государственным контрактам, при этом применяет УСН.
В связи с изменениями НК РФ на основании Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ с 01.01.2025 ООО определилось, что становится с 01.01.2025 плательщиком НДС по ставке 20% (10%) в зависимости от вида операций.
По общему правилу в связи с этим цена товара по заключенным ООО договорам увеличится на сумму налога (НДС).
Однако ООО осуществляет работу по государственным контрактам, срок действия которых распространяется на 2025 г. (при этом на момент заключения контрактов ООО не было плательщиком НДС, соответственно, цена государственного контракта была указана без НДС).
По государственным (муниципальным) контрактам, заключенным ООО в 2024 г. (со сроком действия на 2025 г.), НДС не предусмотрен. Законодатель не предоставляет возможность увеличения суммы государственного контракта на сумму НДС.
Ранее - до 01.10.2019 изменение цены в пределах увеличения ставки НДС (ч. 54 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ) было предусмотрено. В настоящий момент такая норма отсутствует, признана утратившей силу (Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ).
Государственные заказчики отказываются от подписания дополнительных соглашений об увеличении стоимости товара на сумму НДС (10/20%). Получается, что данное обстоятельство приведет к необходимости уплачивать суммы НДС за счет собственных средств поставщика (ООО).
Каков порядок расчета и уплаты НДС при отказе государственного заказчика от увеличения цены контракта (товара) на сумму НДС?
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 20 декабря 2024 г., по вопросам применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение анализа государственного контракта, заключенного организацией с государственным заказчиком.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим, а также учитывая, что положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не регулируются вопросы, касающиеся порядка определения цены государственного контракта, дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.
Одновременно отмечаем, что согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Следует отметить, что участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, следует учитывать, что риски, связанные с исполнением контракта, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.
Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
С 1 января 2025 года вступили в силу положения Кодекса, согласно которым организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками НДС.
В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
В случае если организация, применяющая УСН, не имеет оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года такой организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке. В связи с этим указанной организацией при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 164 Кодекса, если этой организацией решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом организация вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1 - 1.2, 2.1 - 3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Учитывая изложенное, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Как платить НДС по госконтракту, срок действия которого начался в 2024 году?
Осталась неизменной позиция Минфина России об определении цены переходящего с 2024 на 2025 год государственного контракта исполнителем – налогоплательщиком УСН, который с 2025 года не освобожден от обязанностей налогоплательщика НДС.
НДС по до...


Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
