
Постановление
№А82-13504/2023 от 16.01.2025
Акт проверки не подтверждает наличие задолженности по страховым взносам
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2024 по делу № А82-13504/2023,
по заявлению акционерного общества «Метиз» (ИНН: 7611002685, ОГРН: 1027601270333)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (ИНН: 7606008723, ОГРН: 1027600843808)
о признании недействительным приказа,
установил:
акционерное общество «Метиз» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (далее — Фонд) от 29.05.2023 № 63-Ф «Об отказе в финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя», об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав Общества путем обязания предоставить финансовое обеспечение предупредительных мер в размере 196 332 рублей 20 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2024 заявленные требования Общества удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что на дату подачи Обществом заявления о финансовом обеспечении (19.05.2023) у страхователя имелась недоимка в сумме 13 866 рублей 32 копеек, выявленная по результатам выездной проверки за период с 01.01.2020 по 31.12.2022; решение о привлечении страхователя к ответственности от 06.06.2023 № 76002350002956, которым предложено уплатить доначисленные страховые взносы, пени и штрафы признано недействительным в части решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2024 по делу № А82-9956/2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2024. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Фонд считает, что им правомерно на основании подпункта «а» пункта 12 Правил финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н, отказано в предоставлении финансового обеспечения.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер (далее — Правила № 467н).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 467н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 4 Правил № 467н для получения решения Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
Решение по данному заявлению принимается в течение 10 рабочих дней (подпункт «а» пункт 10 Правил № 467н).
Согласно пункту 11 Правил № 467н решение территориального органа фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его подписания направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер — с обоснованием причин отказа).
Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в случае если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки (подпункт «а» пункта 12 Правил № 467н).
Как следует из материалов дела, Обществом 19.05.2023 была получена справка Фонда № 760023000763 об отсутствии у страхователя недоимки по страховым взносам.
19.05.2023 Общество обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2023 году в сумме 196 332 рублей 20 копеек (20%).
Приказом от 29.05.2023 № 63-Ф на основании подпункта «а» пункта 12 Правил № 467н Фонд отказал Обществу в финансовом обеспечении в размере 196 332 рублей 20 копеек в связи с наличием у страхователя недоимки в размере 13 866 рублей 32 копеек, штрафа в размере 2 773 рублей 26 копеек, пени в сумме 2 326 рублей 31 копейки (л.д. 24).
Из материалов дела следует, что Фондом была проведена выездная проверка в отношении Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
В ходе проверки Фондом установлено, что Общество не уплатило страховые взносы со следующих сумм, выплаченных в пользу своих работников:
— 46 650 рублей 98 копеек оплата дополнительных выходных дней предоставляемых работникам предприятия в случаях бракосочетания, смерти члена семьи, рождения ребенка исходя из среднего заработка,
— 1 016 750 рублей выплата премий к юбилейным и знаменательным датам, к праздникам,
— 883 рублей 92 копейки излишне выплаченная сумма пособия по временной нетрудоспособности Соколовой Т.А., по мнению Фонда, Общество неправомерно произвело расчет исходя из среднедневного заработка соответствующего минимальному размеру оплаты труда, в то время как расчет пособия должен производиться с учетом работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего дня, исходя из среднедневного размера заработной платы применительно к спорным периодам нетрудоспособности.
Результаты проверки отражены в акте № 76002350002954 от 12.05.2023 (л.д. 27-30).
06.06.2023 Фондом принято решение № 76002350002956 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона № 125-ФЗ в виде штрафа в размере 2 773 рублей 26 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанные суммы штрафа, а также недоимку по страховым взносам в сумме 13 866 рублей 32 копеек и пени в сумме 2 326 рублей 31 копейки (л.д. 31-34).
Общество не согласилось с решением Фонда в части не уплаты страховых взносов со следующих сумм, выплаченных в пользу своих работников:
— 46 650 рублей 98 копеек оплата дополнительных выходных дней предоставляемых работникам предприятия в случаях бракосочетания, смерти члена семьи, рождения ребенка исходя из среднего заработка,
— 99 750 рублей выплата премий на 2З февраля и 8 марта,
— 883 рублей 92 копейки излишне выплаченная сумма пособия по временной нетрудоспособности Соколовой Т.А. и обжаловало его в указанной части в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2024 по делу № А82-9956/2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2024 решение Фонда от 06.06.2023 в обжалуемой части признано недействительным.
Довод Фонда о наличии у Общества задолженности по результатам выездной проверки, в отношении страховых взносов, правомерность доначисления которых в судебном порядке Обществом не оспаривалась, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Как указывалось выше подпунктом «а» пункта 12 Правил № 467н установлено, что Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
— если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году,
— недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 № 6-П указано, что под ненормативными правовыми актами имеются в виду акты индивидуальные, направленные на конкретное правоотношение, характеризующиеся индивидуально-распорядительным воздействием на общественные отношения.
Пунктом 5 статьи 26.19 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган страховщика документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 настоящего Федерального закона.
Из положений статей 26.19, 26.20 Закона № 125-ФЗ следует, что акт выездной проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не носит властный, обязывающий характер, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не ограничивает права и законные интересы страхователя, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В акте проверки излагаются установленные при ее проведении обстоятельства.
Таким образом, в рассматриваемом случае ненормативным правовым актом, возлагающим на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, пени и штрафа является решение от 06.06.2023 № 76002350002956, а не акт проверки от 12.05.2023.
Также апелляционный суд полагает возможным применить в рассматриваемом случае аналогию права.
Из положений подпункта 9 пункта 5 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что совокупная обязанность по налогам в едином налоговом счете налогоплательщика формируется, в том числе на основании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений — со дня вступления в силу соответствующего решения, т.е. в единый налоговый счет вносятся сведения о недоимке по результатам выездной проверки с момента вступления решения в законную силу.
В письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.04.2015 № 02-09-11/06-4987 были изложены рекомендации по формированию показателей в справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которым в справке задолженность по страховым взносам, выявленная по результатам проверки, отражается после вступления решения уполномоченного органа в законную силу (пункт 5 Рекомендаций).
В соответствии с пунктом 12 статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего решения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его законному или уполномоченному представителю).
Из материалов дела № А82-9956/2023 следует, что решение Фонда от 06.06.2023 № 76002350002956 о привлечении к ответственности содержит входящий штамп 13.06.2023, следовательно, оно вступило в силу 26.06.2023 и с этой даты, задолженность по результатам проверки подлежала отражению в лицевом счете страхователя.
В справке о состоянии расчетов от 19.05.2023 № 760023000763 сведения о задолженности страхователя отсутствуют, напротив числится задолженность за Фондом.
Соответственно, на дату подачи Обществом в Фонд заявления 19.05.2023 у страхователя отсутствовала задолженность, возникшая на основании решения от 06.06.2023 № 76002350002956.
Оплата страховых взносов, пени, штрафа в части неоспариваемой Обществом в судебном порядке, произведена по платежным поручениям от 19.06.2023 № 1256, № 1257, № 1258 (л.д. 20), что Фондом не оспаривается.
Доказательств наличия у Общества задолженности, образовавшейся по итогам отчетного периода (2022 год, 1 квартал 2023 года) в текущем финансовом году (2023 год), Фондом в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о наличии у Общества права на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2023 году в сумме 196 332 рублей 20 копеек (20%).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал недействительным приказ Фонда от 29.05.2023 № 63-Ф.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2024 по делу № А82-13504/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
