Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/922@ от 03.02.2025

Когда прекращать платить налог на имущество, если недвижимость стала объектом культурного наследия?

Вопрос: О прекращении исчисления налога на имущество организаций по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации

Ответ: В Федеральную налоговую службу поступают обращения (в т.ч. письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2024 № 16-13/150812@) о порядке прекращения исчисления налога на имущество организаций по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно – налог, Налоговый кодекс), в отношении объектов недвижимого имущества, признававшихся объектами налогообложения исходя из определения налоговой базы по их среднегодовой стоимости.

Принимая во внимание полномочия Минфина России, предусмотренные пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса, по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах и сборах и обязанность налоговых органов руководствоваться такими разъяснениями (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса), ФНС России направила запрос в Минфин России от 09.01.2025 № СД-4-21/51@ со следующей позицией.

Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса не являются объектами налогообложения по налогу объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее – объекты культурного наследия).

В главе 30 Налогового кодекса не содержится положений о дате прекращения исчисления налога в случае отнесения к объектам культурного наследия объекта налогообложения, налоговая база по которому ранее определялась исходя из его среднегодовой стоимости.

В таком случае для целей законодательства о налогах и сборах необходимо руководствоваться институтами, понятиями и терминами других отраслей законодательства Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса).

Отношения в области сохранения и использования объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон).

Пунктом 1 статьи 21 Закона предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), собственнику или иному законному владельцу выдается паспорт объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 18 Закона решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр принимается уполномоченным органом государственной власти.

При этом согласно пункту 13 статьи 18 Закона объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Учитывая изложенное, объект недвижимого имущества, являющийся выявленным объектом культурного наследия, признается объектом культурного наследия с присвоением ему соответствующей категории со дня принятия решения о включении его в реестр.

В свою очередь, дату принятия уполномоченным органом решения о включении объекта культурного наследия в реестр содержит паспорт объекта культурного наследия (приложение к приказу Минкультуры России от 02.07.2015 № 1906, зарегистрирован Минюстом России 01.09.2015, регистрационный № 38756).

Таким образом, рекомендуется принимать во внимание, что со дня принятия решения о включении в реестр выявленного объекта культурного наследия, информация о котором внесена в реестр, в отношении такого объекта налогообложение налогом прекращается.

Департамент налоговой политики Минфина России письмом от 29.01.2025 № 03-05-04-01/7932 сообщил, что с учетом мнения Минкультуры России (письмо от 27.01.2025 № 943-12-02@) позиция ФНС России поддерживается.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеуказанных разъяснений.

Доведите информацию сотрудникам налоговых органов, обеспечивающим исчисление и контроль за полнотой уплаты налога.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.Бондарчук

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x