Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Определение Арбитражного суда
№А62-2709/2024 от 24.05.2024

О случаях, когда СФР вправе отказать в финансировании

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» (ОГРН 1136733017354; ИНН 6725019049)

к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН 1026701434539; ИНН 6730011729) о признании недействительным приказа от 27.12.2023 № 869-Ф и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: Тимофеева Т.Л. - представитель по доверенности, паспорт, диплом;

У С Т А Н О В И Л:


Общество с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (далее – ответчик, Фонд), в котором просило:

  • признать недействительным приказ от 27.12.2023 № 869-Ф «Об отказе в финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя»;

  • обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы».


Как следует из материалов дела, Отделением Фонда был произведен расчет суммы финансового обеспечения предупредительных мер в 2023 году Обществу в размере 20 %, которая составила 411 013,57 руб.

Общество обратилось в Отделение Фонда с заявлением от 03.04.2023 о финансовом обеспечении предупредительных мер.

К данному заявлению Обществом представлены документы:

  • план финансового обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на 2023 год от 03.04.2023 на сумму 28 350 руб. на проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ);

  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда работающих на 2023 год, утвержденный приказом директора СВ. Щербакова от 15.11.2022 № 229;

  • приказ от 14.03.2023 № 48 «Об организации проведения внеплановой специальной оценки условий труда» с приложением «Перечень рабочих мест, на которых будет проведена внеплановая специальная оценка»;  .

  • договор от 13.03.2023 № 0323/78, заключенный между ООО «РТС» и ООО «ЭКО-КОМПЛЕКТ» на проведение СОУТ (с приложениями № 1 -

«Перечень выполняемых работ «Исполнителем, № 2 - «Перечень документации, предоставляемой «Заказчиком» «Исполнителю», № 3 - содержащее количество рабочих мест, подлежащих СОУТ и стоимость, руб.),

  • уведомление от 11.09.2017 № 15-4/В-2438 о регистрации ООО «ЭКО- КОМПЛЕКТ» в реестре организаций, проводящих СОУТ,

  • выписка о получении идентификационного номера для проведения СОУТ от 23.03.2023.

Приказом Отделения Фонда «О финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя» от 04.04.2023 № 25-Ф Обществу разрешено осуществить в 2023 году финансовое обеспечение предупредительных мер за счет собственных средств с последующим возмещением произведённых им расходов за счет средств бюджета Фонда в пределах суммы 28 350 рублей (согласованный план финансового обеспечения).

Истец обратился в Отделение Фонда с заявлением от 22.05.2023 о возмещении в 2023 году произведенных расходов на предупредительные меры в сумме 28 350 рублей с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы.

Отделением Фонда был издан приказ от 24.05.2023 № 147-Ф «О возмещении расходов в 2023 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» Обществу в сумме 28350 руб., оплата произведена (платежное поручение от 26.05.2023 №527150).


Истец обратился в Отделение Фонда с заявлением от 17.07.2023 о финансовом обеспечении предупредительных мер.

К заявлению были представлены документы:

  • план финансового обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на 2023 год от 17.07.2023 на сумму 11550,00 руб. на проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ),

  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда работающих на 2023 год, утвержденный приказом директора СВ. Щербакова от 15.11.2022 № 229,

  • приказ ООО «РТС» от 14.06.2023 № 107 «Об организации проведения внеплановой специальной оценки условий труда» с приложением «Перечень рабочих мест, на которых будет проведена внеплановая специальная оценка»,

  • дополнительное соглашение № 1 к договору № 0323/78 от 13.03.2023;

- счет на оплату № 167 от 23.06.2023.

Приказом Отделения Фонда от 18.07.2023 № 345-Ф «О финансовом обеспечении в 2023 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя» страхователю ООО «РТС» разрешено осуществить в 2023 году финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в пределах суммы 11 550 руб. (согласованный план финансового обеспечения). 21.09.2023 Обществом подано заявление в Отделение Фонда о возмещении в 2023 году произведенных расходов на предупредительные меры, в сумме 11550 руб. с представлением документов, подтверждающих

произведенные расходы.

Отделением Фонда было принято решение о возмещении страхователю ООО «РТС» расходов в 2023 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» в сумме 11550 рублей, о чем издан приказ № 517-Ф от 21.09.2023, оплата произведена (платежное поручение от 26.09.2023

№703317).

31.07.2023 Общество дополнительно обратилось с заявлением в Отделение Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер, на сумму за разницей между расчетным объемом средств и суммами финансового обеспечения предупредительных мер, указанными в приказах Отделения Фонда по двум ранее поданным заявлениям.

К заявлению были представлены документы:

  • план финансового обеспечении предупредительных мер от 31.07.2023 на сумму 359 300 руб. на приобретение средств индивидуальной защиты (далее -СИЗ);


  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда работающих на 2023 год, утвержденный приказом директора С.В. Щербакова от 15.11.2022 №229;

  • договор поставки от 25.07.2023 № 95, заключенный между ООО

«РТС» и ООО «Профснаб», с приложением спецификации;

  • перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

- счет № ЦНПР003999 от 27.07.2023;

  • декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-1Ш.РА03.В.33474/23 от 19.04.2023;

  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации № 64186/08 от 05.07.2022;

  • информационный лист о датах изготовления и сроках годности товара (приложение к счету № ЦНПР003999 от 27.07.2023).

На дату последнего обращения Общества все средства, предусмотренные бюджетом Отделения Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер, были полностью распределены.

В адрес ООО «РТС» Отделением Фонда было направлено письмо от 07.08.2023 № МФ-67-15/31282 о невозможности принять положительное решение о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2023 году по вышеуказанной причине.

Отделение Фонда обратилось в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер и находилось в ожидании их получения практически до последнего дня календарного 2023 года. Однако дополнительного объема ассигнований оказалось недостаточным для того, чтобы закрыть потребность в финансовом обеспечении всех страхователей.

Приказом Отделения Фонда от 27.12.2023 № 869-Ф Обществу было отказано в осуществлении в 2023 году финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в размере 359300 рублей по причине отсутствия средств, предусмотренных бюджетом Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2023 году, в соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Приказа Минтруда России от 14.07.2021 N467H.

Не согласие Общества с указанным приказом послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями со ссылкой на представление страхователем в Фонд полного пакета документов.

Фонд возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом приказе.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе


обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на


производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Как определено статьей 3 Закона N 125-ФЗ для целей его применения, субъекты страхования - застрахованный, страхователь, страховщик; страхователем признается юридическое лицо любой организационно- правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ, а страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).

Согласно подпункту 6 части 1 статьи 18 Федерального закона 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, размер которых определяется ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер установлены Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н (далее -Правила).

В подпункте «г» пункта 3 Правил установлено, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных па территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств).

Согласно пункту 4 Правил для получения решения Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь или


обособленное подразделение страхователя, зарегистрированное в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - страхователь), обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Пунктом 3 приказа установлено, что страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации в срок до 1 октября 2023 года.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Согласно пункту 12 Правил территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию; в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое

обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов. Согласно оспариваемому приказу от 27.12.2023 № 869-Ф, отказывая

Обществу в финансовом обеспечении в 2023 г. предупредительных мер по сокращению     производственного     травматизма     и     профессиональных


заболеваний на сумму 359 300 руб., Фонд сослался на отсутствия средств, предусмотренных бюджетом Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2023 году, что соответствует подпункту «в» пункта 12 Приказа Минтруда России от 14.07.2021 № 467н. Иных причин отказа оспариваемый приказ не содержит.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый приказ Фонда является законным и обоснованным, а заявленные Обществом требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы в размере уплаченной по делу государственной пошлины 3000 руб. возлагаются на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


Р Е Ш И Л :


В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Рославльские тормозные системы» (ОГРН 1136733017354; ИНН 6725019049) из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению №1387 от 14.03.2024 государственной пошлины, на что выдать справку.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.В. Красильникова


Судья Красильникова В.В.

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x