Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Информация от редакции журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
от 15.07.2024

Комментарий к Федеральному закону от 12.07.2024 №176-ФЗ о внесении изменений в НК РФ

Федеральный закон от 12.07.2024 №176-ФЗ уже назвали законом о налоговой реформе. Это действительно так. С 2025 года изменены многие положения налогового законодательства, просуществовавшие более 20 лет: теряет свои особые преимущества УСН, вводится прогрессивная шкала для НДФЛ, повышаются ставки для налога на прибыль.

Комментарий к статье 1 Федерального закона от 12.07.2024 №176-ФЗ

Первая статья Федерального закона от 12.07.2024 №176-ФЗ вводит новый туристический , который замет курортный сбор.

Туристическому налогу с 2025 года в НК РФ посвящена отдельная глава 33.1 «Туристический налог». Платить налог должны и организации, и ИП, оказывающие гостиничные услуги по месту нахождения хостела, отеля, пансиона, гостиницы или другого объекта, где сдается жилье временного размещения.

Это местный налог, решение о его введении которого принимают региональные власти, они же определяют ставки налога в пределах максимума, установленного в НК РФ.

С 2025 года право вести туристический налог есть у региональных властей Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и органов управления федеральной территорией «Сириус» в Сочи.

Объектом налогообложения признается оказание услуг по предоставлению мест временного проживания в объектах, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании.

Предельная ставка туристического налога на 2025 год составит 1%, с каждым годом она будет повышаться на 1%, и к 2029 году составит 5%.

Текст новой главы, посвященной туристическому налогу, которая дополнит НК РФ приведен в статье 2 Федерального закона № 176-ФЗ. Подробный комментарий читайте ниже по тексту.

Еще одна поправка, внесенная в НК РФ статьей 1 Закона № 176-ФЗ, уточняет правила сдачи отчетности по КИК в отношении иностранных компаний, оказавшихся под санкциями.

Если в отношении КИК или ее руководства иностранными государствами введены запретительные, ограничительные и (или) иные меры, приводящие к введению принудительного внешнего управления, российское лицо, контролирующее КИК, вправе уведомить ФНС о прекращении участия в этой иностранной организации.

Комментарий к статье 2 Федерального закона от 12.07.2024 №176-ФЗ

Статьей 2 закона № 176-ФЗ в Налоговый кодекс внесен самый большой объем поправок. Это все значимые изменения, которые, так или иначе, повлияют на работу бухгалтерий практически всех компаний. Итак, что изменилось:

Туристический налог

Порядок взимания и правила уплаты туристического налога описаны в Налоговом кодексе в новой главе 33.1.

Туристический налог относится к местным, то есть деньги с его уплаты поступают в бюджеты муниципалитетов и городов федерального значения.

Платить налог в бюджет должны и организации, и ИП, оказывающие гостиничные услуги по временному проживаю. Хотя, по сути, финансовые потери будут у туристов и путешественников, для которых налог будет включен в счета за проживание в гостиницах, отелях, хостелах и пансионатах т.д. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Сумма сбора составит не менее 100 рублей за сутки.

Где вводится туристический налог

НК РФ дает право местными властям вводить туристический налог нормативными правовыми актами муниципальных образований. Ввести налог с 2025 года либо заменить действующий в регионе курортный сбор, могут власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в также представительские органы федеральной территории «Сириус».

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе туристический налог вводится законом города, а на федеральной территории «Сириус» – нормативно-правовым актом представительного органа.

Что облагается налогом и как его рассчитывать

Объектом налогообложения является оказание услуг по предоставлению мест временного проживания для граждан в объектах, принадлежащих организации или ИП на праве собственности или на ином законном основании и включенных в реестр средств размещения, который формируется на основании Федерального закона от 24.11.1996 года 3 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 418.3 НК РФ). 

Платить налог должны и организации, и ИП, оказывающие гостиничные услуги по проживанию (ст. 418.2 НК РФ).

Налоговая база определяется как стоимость услуг по предоставлению мест для временного проживания граждан без учета сумм туристического налога и НДС (ст. 418.4 НК РФ).

Льготники

Определенные категории россиян освобождены от уплаты туристического налога, это означает что для них стоимость размещения в гостинице будет ниже (п. 2 ст. 418.4 НК РФ). Выставить счет ниже, чем для всех остальных граждан администрация гостиницы вправе на основании документа, подтверждающего льготный статус заселяющегося. Это может быть удостоверение или свидетельство:

  • Героя Советского Союза, Героя РФ или кавалера ордена Славы;
  • Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, награжденного орденом Трудовой Славы трех степеней;
  • участника и инвалида Великой Отечественной войны;
  • участника СВО;
  • ветерана и инвалида боевых действий;
  • награжденного знаком «Жителю блокадного Ленинграда», «Житель осажденного Севастополя», «Житель осажденного Сталинграда»;
  • инвалида I и II групп, инвалида с детства.

«Растущая» налоговая ставка

Определение налоговой ставки, как и само введение туристического налога, передано органам муниципальных образований. НК РФ определяет только максимальную ставку налога, которая будет повышаться каждый год на один процентный пункт (ст. 418.5):

  • в 2025 году – налог не может быть более 1 % стоимость оказанные услуг временного проживания без НДС;
  • в 2026 году - 2 %,
  • в 2027 году - 3 %,
  • в 2028 году - 4 %,
  • начиная с 2029 года - 5 %.

Налоговые ставки могут быть установлены с учетом сезона и категории предоставляемого жилья.

Порядок исчисления налога

Туристический налог исчисляется по простой формуле: стоимость всех проданных услуг по временному проживанию умножается на действующую в регионе налоговую ставку.

При этом вводится минимальный налог (ст. 418.7). Он рассчитывается как произведение 100 рублей и количества суток проживания. Это означает, что с одного размещения за ночь, гостинице, хостелу, пансионату и т.п. придется заплатить не менее 100 рублей налога.

Если сумма окажется меньше минимального налога, сумма туристического налога к уплате определяется в размере минимального налога.

Например, гостиница сдала номер на 5 суток по цене 2 800 рублей за ночь. Доход составил: 2800 * 5 = 14 000 рублей (без НДС). Ставка налога в регионе составляет 1%. Туристический налог: 14 000 рублей х 1 % = 140 рублей. Минимальный налог составит: 5 х 100 рублей. В итоге гостинице придется заплатить в местный бюджет: 500 рублей.

В счете, в чеке на оплату сумма налога должны быть выделена отдельной строкой.

Сроки уплаты

Для сроков уплаты туристического налога «взяли» единую платежную дату по налогам – 28-е число месяца (ст. 418.8 НК РФ). Налоговым периодом признается квартал (ст. 418.6 НК РФ).

Соответственно, платить туристический налог нужно 28 числа месяца следующего за кварталом:

  • за I квартал текущего года - 28 апреля,
  • за II квартал текущего года - 28 июля,
  • за III квартал текущего года - 28 октября,
  • за IV квартал текущего года - 28 января следующего года.

Отчетность по туристическому налогу

Налоговую декларацию по туристическом налогу нужно сдавать по месту нахождения гостиницы, хостела, пансионата и т.п. не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 418.9 НК РФ):

  • за I квартал текущего года - 25 апреля,
  • за II квартал текущего года - 25 июля,
  • за III квартал текущего года - 25 октября,
  • за IV квартал текущего года - 25 января следующего года.

Если компания или ИП владеет несколькими объектами для сдачи их туристам на временное проживание, и эти объекты зарегистрированы в разных субъектах РФ, можно выбрать одну налоговую инспекцию для сдачи отчетности. О своем выборе нужно уведомить ИФНС заранее.

Делается с помощью уведомления, которое подается не позднее чем за 30 дней до сдачи налоговой декларации. Достаточно подать одно уведомление, и затем, пока продажи или покупки новых объектом не будет, повторно информировать налоговиков не нужно. Если вы продаете объект, который зарегистрирован в одной ИНФС, а отчитывались по нему вы в другую ИФНС, придется уведомить налоговую, у которой этот объект стоит на учете.

Форму уведомления о выборе налогового органа для сдачи отчетности по туристическому налогу разрабатывают местные власти, уточняйте информацию в местных налоговых.

Революционные УСН-изменения

Упрощенцы становятся плательщиками НДС

Главная новация – «упрощенцы» (как организации, так и коммерсанты) с 2025 года признаются плательщиками НДС (ст. 346.11 НК РФ). Но налог отправлять в бюджет не придется, если сумма доходов УСН-щика за предыдущий год не превысила 60 млн руб. (какой налоговый режим применяли в том году – не важно).

От НДС освобождаются и вновь созданные компании, а также вновь зарегистрированные предприниматели (ст. 145 Кодекса).

Обратите внимание: при соблюдении необходимых условий освобождение действует по умолчанию (то есть какие-либо действия для его получения не потребуются). Согласно первоначальной версии законопроекта, нужно было уведомить инспекцию.

Предположим, фирма, переходящая на «упрощенку», попала под НДС-освобождение. В таком случае надо восстановить налог, принятый к вычету по товарам, работам и услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), имущественным правам. «Реанимацию» проводят в квартале, предшествующем переходу. «Воссозданные» суммы включают в прочие расходы в соответствии со статьей 264 основного фискального нормативного акта (ст. 145 НК РФ).

Освобождение от НДС работает, пока доходы компании (ИП) с начала года не зашкалят за 60 млн руб. С первого числа месяца, идущего за тем, в котором был превышен норматив, бизнес-субъект начинает исполнять обязанности плательщика налога на добавленную стоимость (ст. 145 Кодекса).

Есть случаи, когда «упрощенец», освобожденный от НДС, все равно должен отправить этот налог в бюджет. В частности, если спецрежимник выставил счет-фактуру с выделенной суммой НДС, если он является налоговым агентом по данному обязательному платежу либо ввез товары на территорию нашей страны.

«Упрощенцы», не подпадающие под НДС-освобождение, исчисляют и уплачивают данный налог стандартно, выставляя счета-фактуры и подавая декларации. Они могут использовать обычные ставки. В таком случае УСН-щик вправе принимать «входной» и «ввозной» налог к вычету в общем порядке. Но есть и альтернатива – пониженные ставки (5% или 7%) (ст. 164 НК РФ). Однако в подобной ситуации заявить НДС к вычету не удастся. Налог нужно включить в стоимость приобретенного (ст. 170, 171 Кодекса).

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав «упрощенцу» позволено исчислять налог по ставке 5% при доходах от 60 млн до 250 млн руб. в год и 7% – от 250 млн до 450 млн руб. в год. Важный нюанс: от льготных ставок нельзя отказаться в течение 12 последовательно идущих кварталов, кроме случая, когда организация (ИП) утрачивает право на них (ст. 164 Кодекса). И еще – вышеуказанные «доходные» лимиты будут индексироваться.

Если есть операции с подакцизными товарами

Сейчас пункт 2 статьи 145 НК РФ устанавливает, что освобождение от НДС не вправе получать компании и ИП, которые в течение трех предыдущих календарных месяцев подряд продавали подакцизные товары.

С 1 января 2025 года данное ограничение не распространяется на упрощенцев. Поэтому если организация на УСН продает подакцизную продукцию, то она вправе рассчитывать на освобождение от НДС при соблюдении всех условий.

Новые лимиты для УСН

Значительно повышены нормативы для применения УСН:

  • средняя численность сотрудников – со 100 до 130 человек,
  • доходы – с 200 до 450 млн руб.,
  • остаточная стоимость основных средств – со 150 до 200 млн руб.

С 2025 года предельно допустимый размер доходов составляет 450 млн. руб. Эта та сумма, которая позволяет не утратить в течение года права на УСН. Поправки внесены в пункт 4 статьи 346.13 НК РФ. Этот лимит 450 млн руб. будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный на календарный год, в котором получены доходы.

Лимит остаточной стоимости ОС, при которой организация вправе применять УСН, увеличен с 150 млн руб. до 200 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в новой редакции) и он также будет индексироваться на коэффициент-дефлятор в том же порядке, что и максимально возможный доход при УСН (п. 2, 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

Переход на УСН с нового года

Для того чтобы организации или ИП применять УСН, нужно соответствовать определенным условиям, которые закреплены в статье 346.12 НК РФ. А именно, соблюдать лимит по выручке и численности работников.

В новой редакции изложен абзац первый пункта 2 статьи 346.12 Кодекса. Организация вправе перейти на «упрощенку», если по итогам 9 месяцев года, в котором она подает целевое уведомление, сумма доходов, учитываемая при определении «прибыльной» базы, не превысила 337,5 млн рублей (прежний базовый порог доходов для перехода на спецрежим – 112,5 миллионов).

Перейти на УСН со следующего года вправе организация, у которой доходы за 9 месяцев текущего года не превысили 112,5 млн руб. Эта величина индексируется ежегодно на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Для перехода на УСН с 2024 года доходы организации за 9 месяцев 2023 года не должны были превышать 149 512,5 тыс. руб. (112,5 млн руб. х 1,329).

С 2025 года лимит по применению УСН, т.е. максимум дохода для перехода на УСН, увеличили с 112, 5 до 337,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ в новой редакции).

Обратите внимание, если предприниматель совмещал разные налоговые режимы, например, УСН и ПСН, то для лимита необходимо учитывать доходы от обоих режимов. При этом в доход не включаются:

  • положительная курсовая разница, указанная в п. 11 ст. 250 НК РФ;
  • субсидии, признаваемые в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность.

Новый порядок применения коэффициента-дефлятора

При расчете лимита по доходам применяется коэффициент-дефлятор. Это ежегодно устанавливаемый показатель, с помощью которого государство учитывает инфляцию при сборе налогов. Установленные в НК РФ лимиты нужно умножать на этот коэффициент, и тогда предельные нормативы по уровню дохода будут выше.

С 2025 года для индексации лимитов доходов будет использоваться коэффициент-дефлятор текущего, а не следующего года, как было раньше.

Так установлено абзацем вторым пункта 2 статьи 346.12 НК РФ в новой редакции.

Например, если организация переходит на УСН с 2026 года, к лимиту дохода за 9 месяцев необходимо применять дефлятор, установленный на 2025 год. То есть коэффициент, который установлен на год, предшествующий году перехода на УСН.

Повышенных ставок налога больше не будет

В 2024 году упрощенцы, доход которых превысил 150 млн руб. (с учетом индексации в 2024 году – 199,4 млн руб.), но не превысил 200 млн руб. (с учетом индексации в 2024 году – 265,8 млн руб.), единый налог платят по повышенной ставке:

  • 8 % – если объект «доходы»;
  • 20 % – если объект «доходы минус расходы».

С 1 января 2025 года отменены все повышенные ставки по УСН, которые нужно было применять при превышении упрощенцем лимитов по численности и доходам. Отменен пункт 2.1 статьи 346.20 НК РФ.

Оставили только стандартные ставки: 6% и 15% (п. 1 и п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Таким образом, с 2025 года будут действовать основные ставки 6 % (с объектом «доходы») или 15 % (с объектом «доходы минус расходы»). 

Так как повышенные ставки отменены, соответственно, не нужно учитывать ограничения.

Ставка для УСН в 2024 году

Ставка для УСН в 2025 году

УСН «доходы»:

6% – стандартная;

8% – повышенная.

6% – для УСН «доходы»

УСН «доходы минус расходы»:

15% – стандартная;

20% – повышенная.

15% – для УСН «доходы минус расходы»

Условия применения УСН в 2024 и 2025 годах. Сравнительная таблица

Условия для применения УСН в 2024 году

Условия для применения УСН в 2025 году

Лимит по доходам компаний за 9 месяцев предыдущего года для перехода на УСН

149,51 млн руб. (112,5 млн руб. × 1,329)

337,5 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора

Лимит по доходам для применения УСН (чтобы не утратить право на УСН)

265,8 млн руб. (200 млн руб. × 1,329)

повышенные ставки в 8 или 20%, если доходы окажутся выше 199,4 млн руб. (150 млн руб. × 1,329).

450 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора

Предельная остаточная стоимость основных средств

150 млн руб.

200 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора

Лимит по средней численности сотрудников

100 человек — для обычной ставки налога;

130 человек — для повышенной ставки налога

130 человек

 

Акцизы повышены

Федеральный закон от 12.07.2024 г. № 176-ФЗ повысил почти все акцизные ставки, которые были предусмотрена на 2025 год. Поправки внесены в статью 193 НК РФ.

Повышены акцизы на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию. В 2024 году акциз составляет 643 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. С 1 января 2025 года акциз должен был составлять 669 рублей за 1 литр. Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ повысил акциз до 673 рублей за литр безводного этилового спирта.

Повышены также акцизы на следующие виды подакцизных товаров:

Вид подакцизного товара

Ставка в 2024 году

Ставка с 1 января 2025 года

виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы, виноматериалы, кроме крепленого вина наливом

36 рублей за 1 литр

 

38 рублей за 1 литр

 

алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

с долей спирта до 18%

 

 

141 рублей к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта

148 рубля к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта

алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

с долей спирта свыше 18%

643 рубля за 1 литр безводного этилового спирта

673 рубля за 1 литр безводного этилового спирта

алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно

141 рублей к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта

148 рублей к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта

вина (за исключением крепленых (ликерных) вин), фруктовые вина, плодовая алкогольная продукция

108 рублей за 1 литр

 

113 рублей за 1 литр

 

винные напитки, виноградосодержащие напитки, плодовые алкогольные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, или спиртованных виноградного или иного плодового сусла, или дистиллятов, или крепленого (ликерного) вина

141 рублей за литр

148 рублей за литр

крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом

141 рублей за литр

148 рублей за 1 литр

сидр, пуаре, медовуха

26 рублей за литр

27 рублей за 1 литр

 

игристые вина, включая российское шампанское

119 рублей за литр

125 рублей за литр

табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

4448 рублей за 1 кг

 

4657 рублей за 1 кг

 

сигары

301 рублей за штуку

315 рублей за штуку

сигариллы (сигариты), биди, кретек

4284 рубля за 1000 штук

 

4485 рублей за 1000 штук

сигареты, папиросы

2813 рублей за 1000 штук плюс 16 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3820 рублей за 1000 штук

2945 рублей за 1000 штук плюс 16 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 4000 рублей за 1000 штук

табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания

9367 рублей за 1 кг

 

9807 рублей за 1 кг

 

жидкости для электронных систем доставки никотина

42 рубля за 1 мл

 

44 рубля за 1 мл

 

автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

58 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

61 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.)

автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 150 кВт (200 л. с.) включительно

557 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

583 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л. с.) и до 225 кВт (300 л. с.) включительно

912 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

955 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л. с.) и до 300 кВт (400 л. с.) включительно

1555 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

1628 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л. с.) и до 375 кВт (500 л. с.) включительно

1609 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

1685 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л. с.)

1662 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

1740 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

557 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

583 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)

 

автомобильный бензин, не соответствующий классу 5

15 458 рублей за 1 тонну

 

16 185 рублей за 1 тонну

 

автомобильный бензин класса 5

15 048 рублей за 1 тонну

15 755 рублей за 1 тонну

дизельное топливо

10 425 рублей за 1 тонну

10 915 рублей за 1 тонну

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

6628 рублей за 1 тонну

 

6940 рублей за 1 тонну

 

никотиновое сырье

Не было акциза

2,2 рубля за 1 мг

бестабачная никотинсодержащая смесь для нагревания

 

Не было акциза

925 рублей за 1 кг

 

НДФЛ с 2025 года

НДФЛ подвергся глобальному реформированию. Введена новая прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Она введена для справедливого подоходного налогообложения и предусматривает 5 разрядов. Новая система ставок касается как налоговых резидентов РФ, так и нерезидентов.

Новая шкала налогообложения предусматривает, что при увеличении дохода растет налоговая ставка. То есть чем выше доход, тем больше ставка налога. Долгое время ставка по НДФЛ была фиксированная, 13% с полученного дохода. С 2021 года ввели 15 % с дохода свыше 5 млн. рублей.

С 1 января 2025 года введена новая, более расширенная система прогрессирования ставок по НДФЛ. Причем касаться это будет не только зарплаты.

Так, в зависимости от суммы полученного дохода вместо двухступенчатой вводят пятиступенчатую шкалу налогообложения с пятью ставками: с 13%, 15%, 18%, 20%, 22% (ст. 224 НК РФ в новой редакции).

Новая прогрессивная система налогообложения по НДФЛ с 2025 года

Новая прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ с 2025 года установлена так:

  • 13 % – если доход не превышает 2,4 млн. руб.;
  • 312 000 руб. + 15% с дохода, превышающего 2,4 млн. руб., но до 5 млн. руб.;
  • 702 000 руб. + 18% с дохода, превышающего 5 млн. руб., но до 20 млн. руб.;
  • 3 402 000 руб. + 20% с дохода, превышающего 20 млн. руб., но до 50 млн. руб.;
  • 9 402 000 руб. + 22% с дохода, превышающего 50 млн. руб.

Повышенная ставка применяется не ко всему доходу, а только к сумме выше порога. То есть с повышением дохода увеличивается сумма НДФЛ.

Ставка НДФЛ будет расти у тех работников, которые получают доход свыше 2,4 млн. руб. Поэтому для работников, у которых зарплата не превышает 200 000 руб. система уплаты НДФЛ не изменится, т.е. также 13% от зарплаты.

Налоговая реформа сохраняет нынешние ставки (13% и 15% с дохода свыше 5 млн. руб.) для участников СВО, а также в отношении надбавок к заработной плате за работу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ставки по НДФЛ с 1 января 2025 года. Таблица

Сумма дохода

Ставка НДФЛ

Доход работника в месяц

до 2 400 000 руб.

13 %

до 200 000 руб.

от 2 400 000 руб. до 5 000 000 руб.

15 %

от 200 000 до 417 000 руб.

от 5 000 000 руб. до 20 000 000 руб.

18 %

от 417 000 до 1 667 000 руб.

от 20 000 000 руб. до 50 000 000 руб.

20 %

от 1 667 000 руб. до 4 167 000 руб.

свыше 50 000 000 руб.

22 %

свыше 4 167 000 руб.

Налоговые базы по НДФЛ с 2025 года

По-прежнему налоговая база по НДФЛ определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

С 2025 года в совокупность налоговых баз включены (п. 2.1 ст. 210 НК РФ в новой редакции):

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;
  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;
  • налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);
  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК РФ (это основная налоговая база: зарплата, отпускные, премии и т.д.).

Каждая из этих налоговых баз в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов РФ определяется отдельно.

Таким образом, новую пятиступенчатую шкалу ставок по НДФЛ нужно применять к следующим доходам физлиц-резидентов: по трудовым договорам и ГПД, выигрыши, прибыль от КИК. Такие же ставки применяются к доходам нерезидентов – иностранцев на патенте, ВКС, беженцев, переселенцев, а также работающих дистанционно за рубежом.

Обратите внимание, что с 2025 года в совокупность налоговых баз не включаются:

  • доходы в виде дивидендов;
  • доходы, облагаемые по ставкам 30% и 35%;
  • доходы от продажи имущества;
  • доходы от продажи долей в организациях и акций, предусмотренные п. 17.2, 17.2-1 ст. 217 НК РФ;
  • доходы в виде процентов по вкладам в банках;
  • другие.

В 2024 году в совокупность налоговых баз были включены:

  • дивиденды;
  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС;
  • налоговая база по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами;
  • налоговая база по операциям с цифровыми финансовыми активами в виде выплат, не связанных с выкупом цифровых финансовых активов, в случае, если решением о выпуске таких цифровых финансовых активов предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие цифровые финансовые активы.

Указанные доходы исключили из совокупности баз, так как для них установлена иная прогрессия ставок по НДФЛ. Об этом читайте ниже.

Для кого оставили ставки 13% и 15% с дохода

Для отдельных категорий налогоплательщиков сделано исключение. Точнее для них оставили прежнюю систему уплаты НДФЛ. А именно, когда доходы облагаются по ставкам (п. 1.2 ст. 224 НК РФ в новой редакции):

  • 13 % – если доход до 5 млн руб.;
  • 15 % – если доход свыше 5 млн руб.

Сумма дохода, руб.

Расчет налога, руб.

До 5 млн. руб. включительно

Сумма дохода х 13%

Свыше 5 млн. руб.

650 000 руб. + (сумма дохода – 5 млн. руб.) х 15%

К данной категории относятся (п. 6.1. ст. 210 НК РФ в новой редакции):

  1. граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ;
  2. военнослужащие, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющие специальное звание полиции, сотрудники ОВД РФ;
  3. военнослужащие органов ФСБ, непосредственно выполняющие задачи по обеспечению безопасности РФ на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции;
  4. военнослужащие или лица, имеющие специальное звание полиции, проходящие военную службу (службу) в войсках национальной гвардии РФ, сотрудники ОВД РФ, выполняющие задачи по оказанию содействия органам ФСБ на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции;
  5. граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ или войска национальной гвардии РФ;
  6. военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  7. сотрудники Следственного комитета РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы РФ, органов принудительного исполнения РФ;
  8. прокуроры.

Льготные ставки по НДФЛ для северных работников

Статья 210 Налогового кодекса дополнена новым пунктом 6.2, по которому налоговую базу для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях нужно считать отдельно.

Это касается не всех доходов в виде оплаты труда, а только:

  • районных коэффициентов к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях;
  • процентных надбавок к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях.

Данные доходы также облагаются по прежним ставкам (п. 1.2 ст. 224 НК РФ в новой редакции):

  • 13 % – если доход до 5 млн руб.;
  • 15 % – если доход свыше 5 млн руб.

Налоговая база в данной ситуации определяется как денежное выражение подлежащих обложению доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных), если такие вычеты не были применены при исчислении иных налоговых баз.

НДФЛ с дивидендов с 2025 года

Для дивидендов установили двухступенчатую шкалу ставок (подп.3 п. 6 ст. 210 НК РФ в новой редакции).

С 2025 года ставки НДФЛ для дивидендов установлены так (п. 1.1 ст. 224 НК РФ в новой редакции):

  • если доход до 2,4 млн руб. – 13%;
  •  если доход от 2,4 млн руб. – 312 000 руб. + 15% с дохода свыше 2,4 млн. руб.

Сумма дохода, руб.

Расчет налога, руб.

До 2,4 млн. руб. включительно

Сумма дохода х 13%

Свыше 2,4 млн. руб.

312 000 руб. + (сумма дохода – 2,4 млн. руб.) х 15%

Такие ставки также применяется к следующим налоговым базам (п. 6. ст. 210 НК РФ в новой редакции) в отдельности:

  1. налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) или доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения;
  2. налоговая база по доходам, полученным физлицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;
  3. налоговая база по доходам по операциям с цифровыми финансовыми активами или цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права;
  4. налоговая база по доходам по операциям с цифровыми финансовыми активами в виде выплат, не связанных с выкупом цифровых финансовых активов, в случае, если решением о выпуске таких цифровых финансовых активов предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие цифровые финансовые активы;
  5. налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;
  6. налоговая база по доходам от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций;
  7. налоговая база по доходам от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, указанных в пунктах 17.2 и 17.2-1 статьи 217 НК РФ;
  8. налоговая база по доходам по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
  9. налоговая база по доходам по операциям займа ценными бумагами;
  10. налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС;
  11. налоговая база по доходам в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся в РФ.

НДФЛ при продаже имущества с 2025 года

Отдельно нужно отметить, что с 2025 года изменилась система налогообложения при продаже имущества.

С 1 января 2025 года ставки при продаже недвижимости такие (как и с дивидендов):

  • 13% - для доходов до 2,4 млн руб. в год;
  • 15% - свыше 2,4 млн руб.

Напомним, сейчас ставка 13% применяется к доходу от продажи недвижимости независимо от дохода.

При этом льготу в виде освобождения доходов от продажи имущества физлица при соблюдении минимальных сроков владения сохраняют (ст. 217.1 НК РФ). То есть не нужно платить НДФЛ и отчитываться в налоговую, если недвижимость была в собственности дольше 5 лет (в некоторых случаях – три года), транспортные средства – больше трех лет.

Расчет НДФЛ с 1 января 2025 года. Пример

Новые ставки нужно применять не ко всей сумме полученного дохода, а только к сумме превышения порогового значения (ст. 225 НК РФ).

Пример расчета НДФЛ по новой прогрессивной шкале с 1 января 2025 года

Зарплата Иванова А.А. составляет 280 000 руб.

Первый пороговый доход в размере 2,4 млн. руб. работник получит в сентябре 2 520 000 руб. (280 000 руб. х 9). Значит, в этом месяце и последующим трех (октябрь – декабрь), бухгалтер должен удержать с дохода, превышающего 2,4 млн., НДФЛ по ставке 15%. Наглядно покажем в таблице:

Месяц

Зарплата нарастающим итогом, руб.

Расчет НДФЛ

январь

280 000 руб.

280 000 х 13% = 36 400 руб.

февраль

560 000 руб.

(560 000 – 280 000) х 13% = 36 400 руб.

март

840 000 руб.

(840 000 – 560 000) х 13% = 36 400 руб.

апрель

1 120 000

(1 120 000 – 840 000) х 13% = 36 400 руб.

май

1 400 000

(1 400 000 – 1 120 000) х 13% = 36 400 руб.

июнь

1 680 000

(1 680 000 – 1 400 000) х 13% = 36 400 руб.

июль

1 960 000

(1 960 000 – 1 680 000) х 13% = 36 400 руб.

август

2 240 000

(2 240 000 – 1 960 000) х 13% = 36 400 руб.

сентябрь

2 520 000

(2 400 000 х 13%) + ((2 520 000 – 2 400 000) х 15%) = 312 000 + 18 000 = 330 000 руб.

октябрь

2 800 000

312 000 + ((2 800 000 – 2 400 000) х15%) = 312 000 + 60 000 = 372 000 руб.

ноябрь

3 080 000

312 000 + ((3 080 000 – 2 400 000) х 15%) = 312 000 + 102 000 = 414 000 руб.

декабрь

3 360 000

312 000 + ((3 360 000 – 2 400 000) х 15%) = 312 000 + 144 000 = 456 000 руб.

Новый вид стандартного вычета по НДФЛ с 2025 года

Статья 218 Налогового кодекса дополнена новым пунктом 2.1, которая устанавливает новый вид стандартного вычета для работников, сдающих нормативы ГТО («Готов к труду и обороне») и прошедших диспансеризацию.

Налоговый вычет составляет 18 000 рублей за год. В деньгах это 195 руб. в месяц к зарплате.

Расчет такой:

  • 18 000 руб. : 12 мес. = 1500 руб.
  • 1500 руб. х 13% ставка НДФЛ = 195 руб.

Вычет положен для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», соответствующие их возрастной группе, и награжденных знаком отличия, а также на лиц, подтвердивших полученный знак отличия.

Указанный вычет предоставляется за налоговый период, в котором произошло награждение соответствующим знаком отличия или его подтверждение, при условии прохождения диспансеризации в соответствующем году.

Обязательные спортивные нормативы:

  • бег на короткую и среднюю дистанцию;
  • бег на лыжах на разные дистанции;
  • подтягивания;
  • отжимания;
  • прыжок с места;
  • плавание;
  • стрельба;
  • бег по пересеченной местности;
  • рывок гири или метание ядра. 

Повышены размеры детских вычетов с 2025 года

С 1 января 2025 года повышены стандартные вычеты на детей (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Так, вычет на второго ребенка увеличен в два раза и составляет 2 800 руб., на третьего и каждого последующего – 6 000 руб. (вместо 3 000 руб.).

Также с 6 000 руб. до 12 000 руб. увеличен стандартный налоговый вычет на каждого ребенка, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом. Эта же мера действует для учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II групп.

Детские вычеты по НДФЛ в 2024 и 2025 годах. Таблица

Основание для детского вычета

Размер детского вычета по НДФЛ в 2024 году

Размер детского вычета по НДФЛ в 2025 году


На первого ребенка
1400 руб.
1400 руб.
На второго ребенка
1400 руб.
2800 руб.
На третьего и последующих
3000 руб.
6000 руб.
Ребенок-инвалид в возрасте 18 лет, а также студенты очной формы обучения в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II групп
6000 руб.
12 000 руб.

Предельный доход для применения детских вычетов

С 2025 года повышен лимит годового дохода для применения стандартного вычета на детей, т.е. тот доход, свыше которого вычет не предоставляют.

В 2024 году порог составляет 350 000 руб. С 2025 года сумму дохода увеличивают до 450 000 руб. (абз. 16 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Обратите также внимание, что с 1 января 2025 года стандартный налоговый вычет на детей предоставляется налоговым агентом (работодателем) автоматически при наличии соответствующих сведений. Заявление подавать для этого не нужно.

Налоговые инспекторы отмечают, если в течение года стандартные налоговые вычеты были предоставлены одним или несколькими налоговыми агентами в большем размере, чем предусмотрено законодательством, то по окончании года налоговые органы произведут перерасчет. Соответствующая сумма НДФЛ будет включена в налоговое уведомление.

«Прибыльные» правки: ставки, коэффициенты, ФИНВ

Ключевое изменение – с 1 января 2025 года основная ставка налога на прибыль составит 25% (ст. 284 НК РФ), из них:

  • 8% – в федеральный бюджет (с 2031 года – 7%);
  • 17% - в бюджеты регионов и федеральной территории «Сириус» (с 2031-го – 18%).

Это позволит уйти от взимания курсовых экспортных пошлин, введенных Постановлением Правительства от 21.09.2023 № 1538. «Повышение налога на прибыль позволит с 1 января 2025 года отказаться от использования оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, которые увеличивают потребность бизнеса в оборотном капитале и не учитывают его финансовый результат», – говорится в материалах Минфина.

Имейте ввиду: наращенной ставке подвластны все доходы, полученные с начала следующего года. От даты договора, в рамках которого произошел прибыток, тут ничего не зависит. Если организация, применяющая метод начисления, планирует отгрузку в начале 2025-го, выгоднее согласовать с покупателем ее перенос на конец 2024-го. В таком случае доход попадет в налоговую базу нынешнего года, подвластную 20-процентной ставке. Не забудьте показать отгрузку-2024 во всей первичке.

Если у предприятия есть накопленные былые убытки, их можно пока не использовать, а перенести на 2025 год, уменьшив тем самым базу, облагаемую по ставке 25%. Ведь использование убытков прошлых лет – право, а не обязанность компании.

Пару слов о переносе убытков 

Пункт 2.1 статьи 283 НК РФ гласит: с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года базу текущего периода нельзя уменьшить на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%. Правда, этот лимит не распространяется на базу особых категорий плательщиков, к которой применяют пониженные ставки налога. Перечень таковых содержится в том же пункте 2.1 статьи 283. Если убытки возникли не в одном году, их переносят на будущее в той очередности, в которой они образовались. Убыток, не отнесенный на ближайший год, можно целиком или частично «перекинуть» на последующие годы (п. 2, 3 ст. 283 Кодекса). Ограничений по сроку переноса нет. И еще. Величину убытка необходимо подтвердить документально (и, как видно из Постановления АС Московского округа от 19 марта 2024-го № Ф05-3483/2024, его еще и обязательно надо показать в декларации. 

В этом деле арбитры согласились с ревизорами, что сумма убытка, уменьшающая базу текущего периода, заявлена фирмой неправомерно. Ведь все декларации прошлых лет сданы с прибылью, документы же сами по себе убытки не подтверждают). Однако учетных регистров и иных аналитических документов недостаточно. Понадобится еще и первичка, из которой усматривается полученный финансовый результат (см., например, Постановление АС Северо-Западного округа от 18 сентября 2017-го № Ф07-9913/2017, одобренное ВС РФ).

Идем дальше. Есть правки и по специальным ставкам (ст. 284 Кодекса с 2025 года). В частности, для отечественных ИТ-компаний ставка повышена с 0 до 5%. Причем ее позволено применять до 2030 года включительно (обратим внимание, что сперва планировалось закрепить такую ставку лишь до 2027-го). С учетом роста основной ставки и возможности применения ИТ-компаниями льготной 5-процентной ставки вплоть до 2030 года новшество для них, скорее, со знаком плюс. А субъектам РФ дали право в 2025 – 2030 годах вводить пониженную ставку по налогу, зачисляемому в бюджет региона, для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023-го № 478-ФЗ. Причем разрешено устанавливать:

  • различные льготные ставки в зависимости от отнесения фирмы к тому или иному виду малых технологических компаний;
  • дополнительные условия для применения таких ставок;
  • экстра-требования к вышеупомянутым налогоплательщикам.

Из других изменений выделим поднятие некоторых повышающих коэффициентов (например, к расходам на выполнение отдельных НИОКР, на приобретение прав на использование российских программ для ЭВМ, их адаптацию и модификацию можно будет применять повышающий коэффициент 2 вместо прежнего 1,5) (ст. 262 и 264 НК РФ с 2025 года). Кроме того, с будущего года в Налоговом кодексе появится статья 286.2 «Федеральный инвестиционный налоговый вычет». На последнем нововведении остановимся чуть подробнее.

Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ) введен в дополнение к существующему региональному (РИНВ – статья 286.1 Кодекса). ФИНВ позволяет скостить налог (авансовый платеж по нему), зачисляемый в федеральный бюджет, на определенные расходы (в частности, на покупку и создание основных средств, нематериальных активов и доведение их до состояния, пригодного к использованию). Кто именно получит право на вычет, к каким ОС и НМА его можно применить, в каком размере, а также ряд иных параметров должно закрепить Правительство Российской Федерации. Важно: по объектам, по которым применяют ФИНВ, нельзя использовать РИНВ. Решение прибегнуть к ФИНВ надо отразить в учетной политике (уведомлять налоговиков не требуется!). Учтите, что после вычета налог, перечисляемый в федеральный бюджет, не должен быть ниже рассчитанного по ставке 3%. И еще. Может статься, что организация продала объект (либо он выбыл по иному основанию) ранее, чем минуло пять лет с момента ввода в эксплуатацию, и срок полезного использования еще не истек. В таком случае нужно восстановить в бюджет налог, который не был уплачен из-за вычета. Также придется перечислить пени.

Не имеют право на ФИНВ:

  •  инофирмы – налоговые резиденты нашего государства;
  • участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
  • кредитные организации;
  • многие производители подакцизных товаров (например, пива с долей этилового спирта до 0,5% включительно).

Сотрудники Минфина РФ в Информации от 10.07.2024 обратили внимание на главные, с их точки зрения, «прибыльные» поправки. Кроме повышения основной ставки до 25% отмечено – для стратегических отраслей и масштабных инвестпроектов совершенствуются действующие фискальные механизмы поддержки инвестиций, а также создаются новые. Расширяются налоговые преференции для отраслей IT и радиоэлектроники.

Налог на имущество

С 2025 года власти в регионах вправе повысить налог по дорогостоящему имуществу с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. Предельная ставка для такого имущества повышается с 2% до 2,5% (ст. 380 0НК РФ с 2025 года).

Для объектов дешевле 300 млн руб. максимальная ставка сохранена в размере:

  • 0,1% от кадастровой стоимости недвижимости — за дома и квартиры, комнаты, гаражи и места на парковках, за хозпостройки на садовых или подсобных участках нужно ежегодно платить государству;
  • 0,5% — за все остальные объекты.

Ужесточена льгота по земельному налогу

Льготную ставку земельного налога 0,3% не могут применять собственники земель, кадастровая стоимость которых более 300 млн руб. Уплачивать налог по таким участкам надо по установленной ставке — до 1,5% (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В 2024 году льготная ставка земельного налога не зависит от кадастровой стоимости участка.

Пониженные тарифы страховых взносов

Основной тариф, по которому работодатели рассчитывают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет:

  • 30% - в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% – свыше предельной величины базы для исчисления страховых взносов. 

Малый и средний бизнес, предприятия и организации отдельных отраслей имеют право на применение льготных (пониженных) тарифов страховых взносов:

  • Организации, включенные в реестр МСП, уплачивают взносы по пониженному тарифу 15%.
  • IT-компании, организации радиоэлектронной промышленности, компании, работающих с сфере социального обслуживания, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта, благотворительные организации, резиденты ТОСЭР, ОЭЗ и некоторые другие - по тарифу 7,6%.

Компании, которым по НК РФ был предоставлен пониженный тариф в размере 7,6% с 2023 года, изначально получили его на ограниченный период - до 2024 года. В новой редакции пункта 2.2 статьи 427 НК РФ срок применения пониженных тарифов продлен до 2026 года. Все они теперь вправе рассчитывать страховые взносы по тарифу 7,6% еще два года.

В перечень компаний, который платят страховые взносы по тарифу 7,6%, с 2025 года добавили «новых льготников»:

  •  религиозные объединения,
  • малые и средние предприятия обрабатывающего производства.

Кто вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 2025 года

Пониженные тарифы страховых взносы и правила работы с ними определены статьей 427 НК РФ. В ней же приведен перечень компаний, которые вправе платить страховые взносы на более выгодных условиях:

  •  Фирмы, работающие в сфере высоких технологий, занимающиеся разработкой и продажей результатов интеллектуальной деятельности (ПО, баз данных, изобретений, ноу-хау и т.п).
  • Организации и ИП, работающие в СЭЗ в области технико-внедренческой деятельности, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность.
  • ИТ-компании.
  • Компании малого и среднего бизнеса, включенные в реестр МСП.
  • Благотворительные и некоммерческие организации.
  • ИП, применяющие патентную систему налогообложения.
  • Участники «Сколково».
  • Организации и ИП, получивших статус резидента территории опережающего развития либо статус резидента свободного порта Владивосток.
  • Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области. 
  • Компании, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции.
  • Компании, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.
  • Компании, зарегистрированные на Курильских островах.
  • Организации и ИП - участники СЭЗ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области.

С 2025 года в этом перечне, состоящем из 22 пунктом, появится новый - 23-ий. Это - централизованные религиозные организация и религиозные организации, входящих в структуру централизованных религиозных организаций.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, которая в соответствии с уставом состоит не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Отдельным подпунктом в статью 427 НК ФР внесен еще один «льготник». С 1 января 2025 года перейти на уплату страховых взносов по пониженному тарифу 7,6 % могут организации и ИП, включенные в реестр МСП и работающие по ОКВЭД из раздела «Обрабатывающие производства». Кроме производства напитков, табачных изделий, нефтепродуктов и металлургического производства (п. 13.2 ст. 427 НК РФ с 2025 года).

Условия применения пониженного тарифа МСП фирмами обрабатывающей промышленности

Организации и ИП, работающие в обрабатывающем промышленности, получили право перейти на пониженный тариф страховых взносов 7,6% с 2025 года только при одновременном соблюдении трех условий (п.13.2 ст.427 НК РФ с 2025 года):

  1. Организация или ИП должны быть включены в реестр МСП. Это подтверждает статус субъекта малого или среднего предпринимательства.  
  2. В ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП должен быть указан в качестве основного ОКВЭД из раздела «Обрабатывающие производства».
  3. По итогам 2024 года и далее в последующие годы, доля доходов от осуществления основного вида экономической деятельности должна составлять составила не менее 70% от общей суммы всех доходов по итогам года.

Расчет 70-процентной доли доходов зависит от применяемого режима налогообложения (ОСНО, УСН). Хотя непосредственно налоговый режим на льготу никак не влияет.

  • Размер дохода на ОСНО и его процентная доля рассчитываются по правилам, установленным для расчета налога на прибыль.
  • На УСН общий размер дохода и его долю рассчитывают по правилам, установленным для исчисления единого налога при УСН.
  • ИП на ОСН – по правилам, предусмотренным для целей расчета НДФЛ.

Если в 2025 году предприятие (или ИП) обрабатывающей промышленности будет исключено из реестра МСП, сменит ОКВЭД, не достигнет дохода в 70% от основной деятельности в общей структуре доходов, оно лишается права на применение единого пониженного тарифа страховых взносов. Пересчитать страховые взносы нужно будет с начала расчетного периода, то есть с начала 2025 года.

Пониженный тариф можно применять только к сумме ежемесячной выплаты в пользу работника свыше МРОТ. Для выплат до МРОТ – сохранятся стандартный тариф 30%. Размер МРОТ на 2025 год на дату написания этой статью еще не установлен.

Компаний радиоэлектронной промышленности могут учесть больше доходов

Для компаний радиоэлектронной промышленности одним из условий применения пониженного тарифа страховых взносов является достижение уровня доходов от основной деятельности за завершенный налоговый отчетный период в размере 70% от всех полученных доходов.

С 2025 года в доходах можно учитывать выручку от реализации произведенного организацией оборудования, предназначенного для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции. Перечень оборудования дополнительно утвердит правительство (абз. 7 п. ст. 427 НК РФ с 2025 года).

Госпошлины с 2025 года увеличен в несколько раз

В 2025 году вырастут государственные пошлины и для организаций, и для обычных граждан. В частности, за регистрацию прав на недвижимость с кадастровой стоимостью свыше 20 млн руб., внесение изменений в записи ЕГРН.

Госпошлины за регистрацию сделок с недвижимостью

Для сделок с недвижимостью с кадастровой стоимостью свыше 22 млн руб. установлены отдельные ставки госпошлин. Госпошлина составит 0,2% кадастровой стоимости. При этом, она не может быть меньше 0,2% от цены сделки и больше 1 млн рублей.

Более чем в два раза вырастут госпошлины за рассмотрение ходатайства по

антимонопольному законодательству и составят 400 000 рублей. Рассмотрение ходатайства, предусмотренного законодательством о естественных монополиях, обойдется компании в 50 000 руб.

Размер госпошлин для организаций

Основные изменения коснулись госпошлин за госрегистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости и подлежащих госрегистрации сделок по недвижимости. Размер пошлин «привязали» к кадастровой стоимости.

Вид пошлины

Статья НК РФ

С 2025 года

за госрегистрацию, ограничений и обременений объектов недвижимости

пп. 22 п.1 ст. 333.33

в отношении объекта, кадастровая стоимость которого не определена или не превышает 20 000 000 рублей

абз. 3 пп. 22 п.1 ст. 333.33

4000 рублей

в отношении объекта с кадастровой стоимостью более 20 000 000 рублей

абз. 4 пп. 22 п.1 ст. 333.33

0,02 % кадастровой стоимости, на дату обращения по совершению сделки, но не менее 0,02 % цены сделки и не более 500 000 рублей;

по объекту с кадастровой стоимостью, которая не определена или не превышает 22 000 000 рублей

абз. 6 пп. 22 п.1 ст. 333.33

44 000 рублей

по объекту с кадастровой стоимостью более превышает 22 000 000 рублей,

 

абз. 7 пп. 22 п.1 ст. 333.33

0,2 % кадастровой стоимости объекта на дату обращения за совершением сделки, но не менее 0,2 % цены сделки,

и не более 1 000 000 рублей

 

за госрегистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев, ограничения и обременения

пп. 22.1 п.1 ст. 333.33

в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого не определена или не превышает 22 000 000 рублей

пп. 22.1 п.1 ст. 333.33

22 000 рублей

в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 22 000 000 рублей

пп. 22.1 п.1 ст. 333.33

0,1 % кадастровой стоимости объекта на дату сделки, но не менее 0,1 % цены сделки и не более 1 000 000 рублей

за государственный кадастровый учет созданных (образованных) объектов недвижимости без одновременной госрегистрации прав

пп. 22.2 п.1 ст. 333.33

22 000 рублей

 

за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости

пп. 22.3 п.1 ст. 333.33

2000 рублей;

 

за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на созданные объекты недвижимости

пп. 22.4 п.1 ст. 333.33

по объекту с кадастровой стоимостью ниже 22 000 000 рублей, - 66 000 рублей; если кадастровая стоимость более 22 000 000 рублей, - в размере госпошлины увеличенной на 22 000 рублей

за госрегистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения -

пп. 26 п.1 ст. 333.33

200 рублей

за внесение изменений в записи ЕГРН

пп. 27 п.1 ст. 333.33

для организаций – 2000 рублей

за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования

пп. 27.1 п.1 ст. 333.33

2 000 рублей

за госрегистрацию соглашения об изменении или расторжении договора аренды, зарегистрир. в ЕГРН

пп. 27.2 п.1 ст. 333.33

для организаций - 2 000 рублей

за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке

пп. 28.1 п.1 ст. 333.33

1200 рублей

за госрегистрацию смены залогодержателя

пп. 29 п.1 ст. 333.33

2000 рублей

за госрегистрацию смены владельца закладной

пп. 29 п.1 ст. 333.33

1000 рублей

за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве

пп. 30 п.1 ст. 333.33

для организаций - 12 000 рублей

за аккредитацию организаций, включая выдачу документа об аккредитации (кроме профаттестации физлиц, аккредитации в национальной системе аккредитации, аккредитацию образовательной деятельности)

пп. 73 п.1 ст. 333.33

5 000 рублей

за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством

пп. 89 п.1 ст. 333.33

400 000 рублей

за рассмотрение ходатайства, предусмотренного законодательством о естественных монополиях

пп. 90 п.1 ст. 333.33

50    000 рублей

Госпошлины за расторжение брака, смену имени или фамилии и т.п.

В семь с половиной раз увеличена с 2025 года госпошлина за расторжение брака без детей, в три раза - за смену имени или фамилии.

Вид пошлины

Статья НК РФ

Размер госпошлины

за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств

пп. 2 п. 1 ст. 333.26 НК РФ

5000 рублей

за государственную регистрацию смены ФИО, включая выдачу свидетельства

пп. 4 п. 1 ст. 333.26 НК РФ

5 000 рублей

за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств

пп. 5 п. 1 ст. 333.26 НК РФ

700 рублей

за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния

пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ

500 рублей

за выдачу гражданам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния

пп. 7 п. 1 ст. 333.26 НК РФ

350 рублей

за госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок

пп. 24 п.1 ст. 333.33

700 рублей

за госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок и одновременно кадастровый учет

пп. 24.1 п.1 ст. 333.33

1000 рублей

за госрегистрацию прав, ограничений и обременений земельных с/х назначения, сделок с ними

пп. 25 п.1 ст. 333.33

700 рублей

за одновременно государственный кадастровый учет и госрегистрацию

пп. 25.1 п.1 ст. 333.33

1000 рублей

за госрегистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения

пп. 26 п.1 ст. 333.33

200 рублей

за внесение изменений в записи ЕГРН

пп. 27 п.1 ст. 333.33

700 рублей

 

за госрегистрацию соглашения об изменении или расторжении договора аренды, зарегистрир. в ЕГРН

пп. 27.2 п.1 ст. 333.33

700 рублей

за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке

пп. 28.1 п.1 ст. 333.33

400 рублей

за госрегистрацию смены владельца закладной

пп. 29 п.1 ст. 333.33

1000 рублей

за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве

пп. 30 п.1 ст. 333.33

700 рублей

за выдачу документа об образовании (аттестата, свидетельства, иного документ, подтверждающего квалификацию)

пп. 72 п.1 ст. 333.33

2000 рублей

за внесение изменений в документ об образовании в связи с переменой ФИО

пп. 72 п.1 ст. 333.33

500 рублей

за выдачу дубликата документа об образовании в связи с его утерей

пп. 72 п.1 ст. 333.33

2000 рублей

 

Авторы: А.В. Веселов, аудитор, к.э.н., Е.Натырова, эксперт «НА», Е.С. Ершова, эксперт «НА»

 

Комментарий к статье 6 Федерального закона от 12.07.2024 №176-ФЗ

Статьей 6 Федерального закона от 12 июля 2024 № 176-ФЗ предусмотрена амнистия по доначислениям за дробление бизнеса в 2022 – 2024 годах при условии добровольного отказа от подобных схем в 2025 и 2026 годах. Сразу оговоримся, что указанная статья уже вступила в силу.

В чем суть амнистии за дробление бизнеса

Налоговая амнистия освобождает от доначислений за 2022 – 2024 годы, обусловленных применением бизнес-субъектом схем дробления, позволяющих сэкономить на бюджетных платежах. На законодательном уровне впервые введено понятие «дробления бизнеса». Это разделение единой предпринимательской деятельности между рядом формально самостоятельных фирм (коммерсантов), контролируемых одними и теми же лицами. Оно направлено исключительно или преимущественно на занижение налогов с помощью спецрежимов и характеризуется отступлением от норм статьи 54.1 НК РФ.

Получается, что положения статьи 6 Закона № 176-ФЗ не будут распространяться на случаи, когда фирмы (ИП) созданы для извлечения выгод вне связи со спецрежимами.

Условия амнистии

Для амнистии есть два условия. Первое – решение по итогам проверки за 2022 – 2024 годы вступило в силу не раньше 12 июля нынешнего года (т.е. дня начала действия Закона № 176-ФЗ). В таком случае в описательной и резолютивной частях акта и решения по проверке доначисления, вызванные дроблением бизнеса, показывают отдельно.

Чтобы была возможность воспользоваться амнистией, вступление в силу таких решений приостанавливается (но только в части нарушений, связанных с дроблением бизнеса!).

В период «заморозки» налоги, пени и штрафы, начисленные по эпизодам с дроблением, взыскивать не будут. Вместе с тем, приостановление:

  • не лишает налогоплательщика права обжаловать решение инспекции в порядке и сроки, закрепленные НК РФ;
  • не прерывает течение сроков на подобное обжалование.

Таковы предписания частей 3, 4 и 10 статьи 6 Закона № 176-ФЗ.

И второе обязательное условие – добровольный отказ от дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах. Понятие такого отказа тоже впервые закреплено законодательно. Это исчисление и уплата участниками схемы налогов в размере, определенном при консолидации по всей группе лиц доходов либо иных показателей, соблюдение которых необходимо для применения спецрежимов (ч. 1, 2 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).

Важно. Под амнистию попадут только налогоплательщики, готовые отказаться от схем дробления бизнеса.

Допустим, по итогам выездной проверки (нескольких ВНП) за налоговые периоды 2025 и 2026 годов дробление бизнеса не обнаружено. Тогда доначисления, связанные с дроблением, по ревизиям за 2022 – 2024 годы, попадут под амнистию. Уплачивать эти налоги, пени и штрафы не придется (детали – в части 5 статьи 6 Закона № 176-ФЗ).

А если компания отказалась от указанных схем только после назначения выездной ревизии за 2025, 2026 годы? Тогда ей придется «отречься» от дробления не только в эти временные промежутки, но и за 2024 год. В подобной ситуации под амнистию попадут лишь доначисления, связанные с дроблением, установленные проверками за 2022 и 2023 годы (без 2024-го) (см. ч. 9 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).

Особые ситуации для амнистии

Выездную проверку за 2025 и 2026 годы ИФНС может и не назначить. В этом случае приостановленное решение вступит в силу 1 января 2030-го. Одновременно прекратятся установленные в нем обязательства по уплате налога, пени, штрафа в связи с дроблением (ч. 6 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).

Еще одна возможная ситуация – в ЕГРЮЛ внесли запись о том, что (либо – либо):

  •  компания находится в процессе ликвидации;
  • принято решение о предстоящем исключении организации из данного госреестра;
  • должник признан банкротом и открыто конкурсное производство.

С даты внесения любой из этих записей прекращается обязанность компании по уплате доначислений из-за дробления, установленного проверкой за 2022 – 2024 годы (ч. 12 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).

А если по итогам выездной проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов инспекторы выявят дробление бизнеса? Тогда приостановленное решение вступит в силу одновременно с тем, что вынесено по результатам данной ВНП (подробнее – в части 7 статьи 6 Закона № 176-ФЗ). Ни о каких послаблениях в подобной ситуации речи быть не может.

Инспекторы могут обнаружить частичный добровольный отказ от дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах. В таком случае обязанность по уплате вышеупомянутых сумм, возникшая за налоговые периоды 2022 – 2024 годов, прекращается в соответствующей части (ч. 8 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).

Как будет «работать» амнистия: варианты

Вариантов применения амнистии может быть несколько. Все зависит о стадии утверждения решения ИФНС, действий руководства компании, которая работала со схемой по «дроблению бизнеса», наличия или отсутствия добровольного отказа от нее. Четко можно сказать только о том, что в отношении уже вступивших года в силу 12 июля 2024 решений ИФНС по итогам проверки за 2022 – 2024 годы (т.е. дня начала действия Закона № 176-ФЗ) амнистия не применяется.

Приведем несколько распространенных вариантов.

Условие

Что с решением?

Что дальше?

Решение ИФНС о доплате налогов, скрытых через схему «дробления бизнеса», за налоговый период 2022 вступило в силу после 12 июля 2024 года

Вступление в силу решения приостанавливается в части нарушений, связанных с дроблением бизнеса. Приостанавливается, но не отменяется.

 

Если проверка за 2025-2026 гг. снова выявить признаки дробления, в силу одновременно вступят два решения: предыдущее за 2022-2024 гг и новое за 2025-2026 гг.

 

Если по итогам выездной проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов «дробление бизнеса» не обнаружено, доначисления, назначенные за 2022 – 2024 годы, попадут под амнистию.

 

Если проверка проводится приостановленное решение вступит в силу 1 января 2030-го. одновременно прекратятся установленные в нем обязательства по уплате налога, пени, штрафа в связи с дроблением

Решение о привлечении к ответственности за неуплату налогов с применением «дробления бизнеса» за налоговый период 2022–2024 годов вынесено, но в 2025 году организация прекратила деятельность.

 

Решение, которое было вынесено по итогам проверки за 2022-2024 гг., приостанавливается после вступления в силу амнистии.

 

Если деятельность прекращена формально, то есть она ведется через одну из прежних участниц схемы дробления, на них возложат обязанность по уплате недоимок за 2022–2024 годы.

 

Автор: А.В. Веселов, аудитор, к.э.н

Комментарий к статье 7 Федерального закона от 12.07.2024 №176-ФЗ

ИТ-компании пользовались нулевой ставкой налога на прибыль в течение нескольких лет. С 2025 года им придется платить налог по ставке 5%. Подробнее эта тема рассмотрена в комментарии к статье 2 в разделе про налог на прибыль.

Условия применения в ИТ-сфере льготной ставки по прибыли

Статья 7 закона № 176-ФЗустанавливает правила, по которым компании, работающие области информационных технологий смогут пользоваться льготной ставкой, ведь 5% все равно ниже общей ставки по прибыли.

С 2022 года ИТ-компании утратили право на применение льгот в виде нулевой ставки по прибыли и пониженных тарифов, если участвовали в реорганизации (кроме преобразования) после 1 июля 2022 или 50% и более уставного капитала принадлежит РФ.

С 2025 года эти ограничения отменены. ИТ-компании могут платить налог по ставке 5% и применять пониженные тарифы при уплате страховых взносов, если они были аккредитованы до 01.07.2022 и применяли ИТ-льготы в 2022 году.

Реорганизация в течение 2025-2026 гг. не лишит ИТ-фирму льгот. Организации, аккредитованные и созданные в 2025 и 2026 годах в результате реорганизации (слияния, поглощения, присоединения) могут платить налог на прибыль по ставке 5% при условии, если все фирмы, в результате объединения которых создана организация, применяли нулевую налоговую ставку в 2024 году.

Такое же правило действует в отношении пониженных тарифов страховых взносов в 2025-2030 гг. для ИТ-бизнеса. Тариф 7,6% можно применять при условии, что все организации, участвовавшие в реорганизации, применяли пониженные тарифы страховых взносов в 2024 году.

Организации, созданные 2024 - 2026 годах путем выделения, в 2024 - 2030 годах вправе применять налоговую ставку 5% и пониженные тарифы страховых взносы, если организация применяла льготы в 2023 году.


А.В. Веселов, аудитор, к.э.н., Е.Натырова, эксперт «НА», Е.С. Ершова, эксперт «НА»

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x