Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/169 от 09.01.2024

Как общепиту, имеющего обособки, определить среднемесячный размер выплат физлицам в целях применения освобождения от НДС

Вопрос: Согласно абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ для применения освобождения от налогообложения НДС за налоговые периоды, начинающиеся с 01.01.2024 (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ), необходимо, чтобы среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, был не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» разд. I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

ООО (далее - Организация) представляет расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения головной организации (г. Москва) в связи с отсутствием отдельных банковских счетов у обособленных подразделений.

При этом у Организации есть обособленные подразделения в разных регионах РФ.

Как следует поступить Организации для определения соответствия условиям абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ: сопоставлять среднемесячную зарплату работников обособленных подразделений со среднесписочной заработной платой по отрасли в субъектах РФ, в которых располагает эти подразделения, или по месту нахождения головной организации?

На каком сайте публикуется информация о среднемесячной заработной плате по отрасли, которую Организация должна использовать для сопоставления с зарплатой своих работников в целях определения наличия или отсутствия обязанности по исчислению НДС?

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 14 ноября 2023 г., и по вопросам о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, определяемом в целях применения освобождения от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при оказании услуг общественного питания, сообщает.

Как следует из обращения, организация имеет обособленные подразделения в разных субъектах Российской Федерации, которым не открыты расчетные счета в банках и которые не производят начисления и выплаты физическим лицам. При этом организация сдает расчеты по страховым взносам в целом по организации по месту своего нахождения.

На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2023 г. № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Кодекс) с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе применять освобождение от налогообложения НДС при соблюдении ряда условий, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.

Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. При отсутствии на начало налогового периода указанной информации в единой межведомственной информационно-статистической системе за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, до истечения указанного налогового периода используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года. В этом случае для целей применения освобождения от НДС в указанном налоговом периоде учитывается наибольшее из значений среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц: за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, либо за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение от НДС.

В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), определяется путем деления средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений за указанный период на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам. Величина средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, определяемой исходя из данных расчетов по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), на показатель среднесписочной численности работников.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 431 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, а также по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Таким образом, организация, имеющая обособленные подразделения, которым не открыты расчетные счета в банках и которые не производят начисления и выплаты физическим лицам, и представляющая расчеты по страховым взносам в целом по организации по месту своего нахождения, определяет среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в порядке, изложенном выше.

При этом среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, сравнивается с размером среднемесячной начисленной заработной платы в том субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представляются расчеты по страховым взносам в целом по организации, то есть по месту своего нахождения.

Также сообщаем, что информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы по субъектам Российской Федерации по видам экономической деятельности размещена на сайте www.fedstat.ru (показатель «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике с 2017 г.»).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x