Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/13791 от 14.10.2022

Об использовании для исчисления земельного налога сведений органов госземнадзора

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросам использования для исчисления земельного налога (далее - налог) представленных в налоговые органы сведений органов, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), и сообщает.

В соответствии с пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - органы, осуществляющие государственный земельный надзор), сообщают в налоговый орган по субъекту Российской Федерации:

1) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса);

2) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности;

3) о фактах устранения вышеперечисленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных пунктом 18 статьи 396 Кодекса (далее - сведения), в электронной форме утверждены приказами ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-21/646@ и от 12.01.2022 № ЕД-7-21/6@.

Порядок применения сведений при исчислении налога (суммы авансового платежа по налогу) установлен пунктом 7.2 статьи 396 Кодекса.

В частности, в отношении земельного участка, о котором представлены сведения, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса, начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 статьи 396 Кодекса, либо со дня обнаружения таких нарушений в случае отсутствия у органа, осуществляющего государственный земельный надзор, информации о дне совершения таких нарушений и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений.

Указанный порядок применения сведений при исчислении налога (суммы авансового платежа по налогу) действует непосредственно и не требует получения налоговым органом иных доказательств, подтверждающих неиспользование по целевому назначению земельного участка, в отношении которого получены сведения, или его использование не по целевому назначению.

По вопросу о применении налоговым органом сведений, представленных в отношении обособленных или условных участков, входящих в состав единого землепользования, отмечаем следующее.

Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в качестве единого землепользования действующим Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 5 ранее действовавших Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 № 469), кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН).

Несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660 Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района (раздел «Земельные участки»), утвержденным приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119 (признан утратившим силу приказом Минэкономразвития России от 12.01.2010 № 2), предусматривался учет составного земельного участка, включающего обособленные и (или) условные участки, права на который подлежат государственной регистрации как на один объект недвижимого имущества (единое землепользование) (пункт 6.2 указанного Порядка).

Таким образом, по мнению Федеральной налоговой службы, в рассматриваемом в письме случае объектом налогообложения должен признаваться составной земельный участок, учтенный в ЕГРН в качестве одного объекта недвижимого имущества - единого землепользования, вещные права на который зарегистрированы в установленном порядке, а не его части - обособленные участки.

Положения пунктов 7.2, 18 статьи 396 Кодекса не допускают предоставление и использование налоговыми органами для исчисления налога сведений в отношении частей земельного участка, не относящихся к объектам налогообложения.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л. Бондарчук

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x