Письмо Центрального банка РФ
№59-8-2/49670 от 08.11.2022
О вопросах, связанных с предоставлением кредитных каникул мобилизованным, военнослужащим, лицам, участвующим в СВО, а также членам их семей
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассмотрела обращение СРО от 10.10.2022 (далее - обращение) и сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не обладает полномочиями по толкованию положений федерального законодательства.
Вместе с тем по существу поставленных в обращении вопросов полагаем возможным отметить следующее.
Сообщаем, что позиция Банка России по вопросу 1 пункта 1, пунктам 6 и 7 обращения доведена до сведения кредиторов Информационным письмом Банка России от 21.10.2022 № ИН-03-59/126.
По вопросу 2 пункта 1
Бюро кредитных историй (далее - бюро) формируют кредитные истории на основании сведений, представляемых источниками формирования кредитных историй (далее - источник). Кредитная история должна содержать точные и актуальные сведения о состоянии обязательства. В связи с этим представляемые источником в бюро сведения должны соответствовать данным о состоянии обязательства в учетной системе источника. Такие данные, в свою очередь, должны учитывать положения договора и законодательства, в том числе Федерального закона № 377-ФЗ <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 377-ФЗ).
При этом специального изменения данных, хранящихся в учетной системе источника, для целей соблюдения требований Федерального закона № 218-ФЗ <2> не требуется.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».
По пункту 2
Отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ срок льготного периода рассчитывается следующим образом:
1) срок мобилизации или срок, на который был заключен контракт (для военнослужащих, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 данной статьи, и членов их семей), увеличенные на 30 дней;
2) срок участия в специальной военной операции (для военнослужащих, указанных в пункте 2 части 1 данной статьи, и членов их семей), увеличенный на 30 дней.
В связи с тем что продолжительность льготного периода на дату его начала неизвестна, кредиторы для целей бухгалтерского учета могут устанавливать предварительную продолжительность льготного периода при условии его автоматического продления вплоть до получения уведомления от заемщика, предусмотренного частью 15 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ, о дате окончания льготного периода.
По пунктам 3, 6 и 7
Федеральным законом от 20.10.2022 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 406-ФЗ) исключена компетенция Министерства обороны Российской Федерации, органов управления войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формирований, органов, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», по подтверждению кредитору по его запросу достоверности информации, указанной в части 5 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ (второе предложение части 5 исключено, а часть 6 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ признана утратившей силу). В соответствии с вносимыми Федеральным законом № 406-ФЗ изменениями с 23.11.2022 кредитор будет вправе запросить соответствующую информацию в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
По пункту 4
Поскольку Банк России не наделен компетенцией по сбору и представлению кредиторам соответствующих сведений, полагаем целесообразным получение позиции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Одновременно отмечаем, что по смыслу части 21 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ (в редакции Федерального закона № 406-ФЗ) прилагаемые к запросу кредитора документы должны подтверждать наличие обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа).
По пункту 5
В соответствии с частью 14 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ в случае, если заемщик не представил документы, указанные в части 5 указанной статьи, кредитор после предоставления льготного периода вправе потребовать представления таких документов у заемщика. При этом под заемщиком понимаются в том числе члены семьи военнослужащего (пункт 4 части 1 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ).
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»