Письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ
№03-07-08/69455 от 19.07.2022
Об определении налоговой базы по НДС при реализации имущества, стоимость которого правомерно отражена в учете с НДС
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью просит разъяснить порядок налогообложения по следующей операции:
Представительство иностранной организации, осуществляющее вспомогательную деятельность на территории РФ, не ведет коммерческой деятельности, финансируется головным офисом из Германии.
Компания учитывает входящий НДС в стоимости приобретаемых товаров, работ услуг (включая основные средства) на основании п. 2 ст. 170 НК РФ, поскольку они относятся к деятельности некоммерческого характера, которую ведет представительство и которая не облагается НДС.
В связи с прекращением деятельности представительство приняло решение о продаже имущества (основных средств).
Просим разъяснить порядок налогообложения данной операции по НДС в связи с тем, что в письмах государственных органов были озвучены разные подходы к трактовке данной операции.
В п. 3 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
На основании п. 4 ст. 164 НК РФ, в частности, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с НДС в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, налоговая ставка определяется как процентное отношение ставки, предусмотренной п.п. 2 или 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Данный подход подтвержден письмом УФНС РФ по г. Москве от 18.08.2005 № 19-11/58763.
При этом существуют иные разъяснения, которые предлагают учитывать данную операцию с точки зрения налогообложения НДС в общем порядке, предлагая принять ранее включенный в стоимость основного средства налог к вычету. Такая позиция озвучена в Письмах Минфина России от 10.07.2012 № 03-07-08/175, от 08.10.2014 № 03-08-05/50647).
Правильно ли мы понимаем, что у представительства без коммерческой деятельности реализация имущества, учтенного по стоимости, включающей входной НДС, будет облагается НДС по расчетной ставке 20/120 или 10/110, а налоговая база по НДС будет рассчитываться как разница между ценой продажи с учетом НДС и остаточной стоимостью основного средства?
В частности, если остаточная стоимость основного средства будет превышать цену продажи с учетом НДС, то налоговая база будет равна нулю?
Верно ли мы понимаем, что при этом представительство в любом случае должно выставить счет-фактуру покупателю не позднее пяти дней, считая со дня передачи имущества или со дня получения предоплаты в соответствие с п. 3 ст. 168 НК РФ?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Случаи, когда суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе основных средств и нематериальных активов, поименованы в пункте 2 статьи 170 Кодекса.
В связи с этим при реализации имущества, стоимость которого на основании вышеуказанного пункта 2 статьи 170 Кодекса правомерно отражена в учете с налогом на добавленную стоимость, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в соответствии с порядком, установленным пунктом 3 статьи 154 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»