Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Московского округа
№Ф05-4112/22 от 23.03.2022

Об обвинении фирмы в том, что она преждевременно поставила к вычету «импортный» НДС

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2022 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,

судей: Анциферовой О.В., Дербенева А.А.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Сметанникова Е.В. д. от 10.01.22

от ответчика (заинтересованного лица): Ягло А.Г. д. от 10.01.22, Сосновский А.М. д. от 21.12.21

рассмотрев 21 марта 2022 года в открытом судебном заседании

кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области

на решение Арбитражного суда Московской области от 24.09.2021,

на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021

по заявлению ООО "Белторгдевелопмент"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области

об оспаривании ненормативного акта;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Белторгдевелопмент" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области о признании недействительным решения инспекции от 31.12.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания 1 045 464 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области от 31.12.2020 № 6868 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 1 045 464 руб. штрафа признано недействительным.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит отменить принятые по делу судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым Обществу с ограниченной ответственностью "Белторгдевелопмент" отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.

К участию в судебном заседании не допущен второй представитель ООО "Белторгдевелопмент" ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования.

Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Белторгдевелопмент" к материалам дела не приобщен и подлежит возврату указанному лицу в связи с допущенными нарушениями ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку указанный отзыв представлен в электронном виде, то он стороне не возвращается.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном Интернет - сайте https://www.arbitr.ru.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Белторгдевелопмент" при осуществлении предпринимательской деятельности, среди прочего, ввозит товар на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь; в частности, по заявлениям о ввозе товара на территорию Российской Федерации от 30.06.2020 № 5047090720200005, 5047090720200004, 5047090720200006 исчисленная при импорте товара сумма НДС перечислена обществом "БТД" в федеральный бюджет Российской в общем размере 5 227 319 руб.

Отметки об уплате указанных сумм налога в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 30.06.2020 проставлены инспекцией 22.07.2020.

В налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза за период июнь 2020 года, представленной налогоплательщиком в налоговый орган 09.07.2020 в строке 030 "Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет (сумма строк 031, 032, 033, 034, 035 раздела 1) в рублях" заявителем указано к уплате 5 227 319 руб., в строке 031 "Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в отношении приобретенных товаров в рублях" заявителем указано к уплате 5 227 319 руб.

Данные об уплате 5 227 319,00 руб. налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств - членов Евразийского экономического союза, отражены налогоплательщиком в строке 160 раздела 3 налоговой декларации по НДС за налоговый период II квартал 2020 года составе суммы, равной 10 815 343 руб.

Данные об общей сумме налога за спорный период отражены в строке 118 раздела 3 налоговой декларации по НДС за налоговый период II квартал 2020 года и составляют 12 944 906 руб.

Общая сумма налога, подлежащая вычету в налоговой декларации за налоговый период II квартал 2020 года отражена общество "БТД" в сумме 12 601 063 руб. (строка 190 раздела 3 декларации), сумма налога к уплате, определенная как разница величин строк 118, 190, отражена обществом "БТД" в размере 343 843 руб. Сумма НДС 5 227 319 руб. НДС, уплаченного при ввозе товара на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза, среди прочих сумм, отраженных в строках 120, 160, 170 раздела 3 декларации, заявлена к вычету.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 27.07.2020 обществом "БТД" налоговой декларации по НДС за налоговый период II квартал 2020 года, по результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.12.2020 № 6868.

Согласно оспариваемому решению налогового органа, общество "БТД" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде начисления 1 045 464,00 руб. штрафа, заявителю доначислено 5 227 319 руб. НДС к уплате в бюджет, при этом пеней в порядке статьи 75 Кодекса инспекцией не начислено.

Выводы инспекции основаны на том, что налогоплательщиком нарушены положения статей 171, 172 Кодекса при заявлении к вычету 5 227 319 руб. во II квартале 2020 года. Вычет заявлен несвоевременно, поскольку отметка об уплате указанной суммы НДС получена от налогового органа лишь 22.07.2020, то есть в III квартале 2020 года, что привело, по мнению инспекции, к неуплате налога в размере 5 227 319 руб. за 2 квартал.

Признавая решение налогового органа недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что налог был фактически уплачен, и у налогоплательщика имелось право на заявление налогового вычета, в связи с чем состава правонарушения не возникло.

Суд округа считает выводы судов законными и обоснованными, поскольку фактические обстоятельства ими установлены полно и верно, нормы законодательства применены правильно.

С 01.01.2015 взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация), осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор ЕАЭС от 29.05.2014) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

В силу пункта 4 статьи 72 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 при импорте товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары.

Соответственно, взимание НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Протокола косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров или срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров или срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга, установлена обязанность налогоплательщика - собственника ввезенного товара, представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена ЕАЭС, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, с налоговой декларацией одновременно налогоплательщик-собственник товара обязан представить в налоговый орган ряд документов, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (пункт 20 Протокола).

Форма налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС, а также Порядок ее заполнения, утверждены Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также Правила его заполнения содержатся в Приложениях 1 и 2 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов" (далее - Правила заполнения заявления).

В силу пункта 6 Правил заполнения заявления, налоговые органы в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и документов, предусмотренных Протоколом, должны его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) посредством проставления соответствующей отметки на нем либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении.

В соответствии с пунктом 26 Протокола суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары.

Соответственно, вычет сумм НДС, уплаченных (зачтенных) по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, осуществляется в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.

Как следует из вышеуказанных норм законодательства о налогах и сборах, учитывая положения Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС", Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, о том, что налоговая декларация по НДС заполняется на основании книги покупок, которая должна содержать сведения о заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате НДС при импорте товаров.

При вынесении оспариваемого решения инспекция исходила из того, что право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате НДС при импорте товаров. В рассматриваемом случае отметка об уплате налога получена налогоплательщиком в III квартале 2020 года, 22.07.2020, что не позволяет, по мнению инспекции, налогоплательщику заявлять 5 227 319 руб. к вычету в декларации за II квартал 2020 года.

Суды в обжалуемых актах правильно установили, что при вынесении оспариваемого решения инспекцией не принято во внимание следующее.

ООО "Белторгдевелопмент" в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, уплачен в полном объеме налог на добавленную стоимость, чего не отрицал налоговый орган.

ООО "Белторгдевелопмент" произведены как действия по уплате спорной суммы налога при импорте товара на территорию Российской Федерации, так и действия по предоставлению налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС за июнь 2020 года, по предоставлению декларации по НДС за отчетный период II квартал 2020 года в установленный законом срок.

Отклоняя довод налогового органа об отсутствии права на налоговый вычет во II квартале 2020, суды правильно исходили из того, что проставление налоговым органом отметки об уплате косвенных налогов не может влиять на право налогоплательщика заявить к вычету налог, фактически уплаченный в бюджет в этот же отчетный период.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций корреспондируют правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2021 № 301-ЭС20-22471 по делу № А31-12016/2019.

Признавая решение налогового органа недействительным в части привлечения к ответственности, суды пришли к правильному выводу о том, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия)(ст. 122 НК РФ) в действиях налогоплательщика отсутствует.

Судами при этом применен пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 30.07.2013 № 57), согласно которому в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий: на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога; на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.".

Налоговый орган полагает, что у налогоплательщика отсутствовала переплата, влияющая на применение ст. 122 НК РФ. Суд округа соглашается с доводом об отсутствии переплаты в смысле превышения сумм уплаченного налога над суммами начисленного, поскольку это не следует из материалов дела. Вместе с тем, порядок исчисления сумм НДС за спорный период не давал налоговому органу оснований для вывода о неполной уплате налога, поскольку налоговый вычет заявлен в размере той суммы налога, которая фактически уже уплачена в бюджет, причем уплата была произведена к 20.07.2020, т.е. к наступлению срока подачи налоговой декларации и уплаты налога на основании вышеназванного Протокола о порядке взимания косвенных налогов. Налоговым органом 22.07.2020 проставлена отметка об уплате налога на заявлениях о ввозе товара от 30.06.2020 № 5047090720200005, 5047090720200004, 5047090720200006, что свидетельствует, по сути, о праве налогоплательщика применить налоговый вычет. Таким образом, у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату, несвоевременную уплату сумм НДС в виде начисления штрафа в размере 1 045 464 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.

Как обоснованно указано судами, оспариваемым решением пени в порядке статьи 75 Кодекса на начисленную инспекцией оспариваемым решением недоимку по НДС в размере 5 227 319 руб. не начислены, поскольку недоимки перед бюджетом налогоплательщик фактически не имел.

Выводы судов основаны на правильном применении положений ст. 198, 200, 201 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 24.09.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу по делу № А41-46701/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.


Председательствующий судья Ю.Л. Матюшенкова


Судьи О.В. Анциферова А.А. Дербенев
Комментарий эксперта

Об обвинении фирмы в том, что она преждевременно поставила к вычету «импортный» НДС

Компания ввезла товар из Беларуси в последних числах II квартала, в этом же отчетном периоде успела принять его к учету и перечислить «импортный» НДС. Но отметки об уплате сумм налога ИФНС проставила в заявлениях о ввозе товаров и уплате косве...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x