Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа
№Ф06-14564/22 от 09.02.2022

О возмещении соцстраху излишних расходов на детское пособие

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя - Писарева И.А. (доверенность от 01.02.2022 № 3),

в отсутствие:

ответчика - извещен надлежащим образом,

третьих лиц - извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская музыкальная школа № 4 имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Михайловича Свердлова городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021

по делу № А55-10890/2020

по заявлению Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская музыкальная школа № 4 имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Михайловича Свердлова городского округа Тольятти (ОГРН 1036301087998, ИНН 6321053453, г. Тольятти) об оспаривании решения Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 10 (г. Тольятти) от 16.04.2020 № 27/ПДС, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Коноваловой Елены Владимировны (г. Тольятти),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа № 4 имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Михайловича Свердлова городского округа Тольятти (далее - МБУ ДО ДМШ №4 им. В.М. Свердлова, заявитель), с учетом произведенной замены ненадлежащего ответчика, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 10 (далее - Фонд социального страхования, Фонд, ответчик) от 16.04.2020 № 27/ПДС о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коновалова Елена Владимировна.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2021 по делу № А55-10890/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Муниципальное бюджетное учреждение дополнительное образование Детская музыкальная школа № 4 имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Михайловича Свердлова городского округа Тольятти просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов страхователя за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 Фондом социального страхования составлен акт от 23.03.2020 № 81/ПДС.

В акте отражено, что в связи с неполнотой (недостоверностью) предоставленных страхователем сведений о назначении и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приказ о работе на условиях неполного рабочего времени заявление, табель учета рабочего времени Коноваловой Е.В.) назначение и выплата пособий в 2017-2019 годы страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованным лицам производились с нарушением; фактически уход за малолетним ребенком осуществляло иное лицо, а не данный работник.

По итогам рассмотрения акта от 23.03.2020 № 81/ПДС Фондом социального страхования вынесено решение от 16.04.2020 № 27/ПДС о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов в сумме 189 408 руб. 78 коп.

Заявитель обжаловал указанное решение в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Самарская область с 01.07.2015 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - "Положение").

В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ).

В порядке пункта 3 Положения страхователь не позднее 5-ти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составлен по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - "реестр сведений"), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).

Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.

Дополнительная проверка сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, содержащихся в реестре, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме. Данная норма закреплена в пункте 7 Положения. Таким образом, проверять достоверность или несоответствие в предоставляемых сведениях не является обязанностью Фонда социального страхования Российской Федерации.

В то время как ответственность за расчет, правильность начисления и расходования средств несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

При этом порядок представления сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, на основании которых заполнен электронный реестр сведений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4.2. Федерального закона № 255-ФЗ установлена обязанность страховщика проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок" данная норма относится к выездным плановым или внеплановым проверкам, проводимым ревизорами Фонда уже после осуществления выплат пособий.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет; право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяется Федеральным законом № 255-ФЗ и Федеральным законом № 81-ФЗ закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другими родственниками фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Судами установлено, что Коновалова Е.В. работает в МБУ ДО ДМШ № 4 им. В.М.Свердлова главным бухгалтером с 27.08.2016 согласно трудовому договору № 13. Застрахованному лицу установлен режим работы - работа на условиях ненормированного рабочего дня (пункт 18). Пункт 10 Договора содержит компенсационные выплаты за расширение зоны обслуживание, увеличение объема работы, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и т.д. в соответствии с ТК РФ.

Согласно заявлению Коноваловой Е.В.от 06.05.2019 о назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком (внучкой) Коноваловой Верой Андреевной 08.03.2019 года рождения с 06.05.2019. Мать и отец ребенка не работают, согласно справке ФГБОУ "Российский Государственный Университет им. А.Н. Косыгина" от 19.04.2019 отец ребенка является студентом, доказательств обратного не представлено и не оспаривается сторонами.

МБУ ДО ДМШ № 4 им.В.М. Свердлова издан приказ от 06.05.2019 № 47 о предоставлении отпуска по уходу за ребенком Коноваловой Е.В. На основании приказа страхователя от 07.05.2019 № 51 о работе на условиях неполного рабочего дня установлена нормированная 26,5 - часовая рабочая неделя. Пунктом 3 данного приказа установлено: бухгалтеру О.А. Армен в период работы Е.В. Коноваловой на условиях неполного рабочего времени выплачивать заработную плату пропорционально отработанному времени. Согласно дополнительному соглашению от 06.05.2019 № 03 Коноваловой Е.В. уменьшают должностной оклад до 6773 руб. 58 коп., компенсационные выплаты отсутствуют.

Для назначения и выплаты пособия по уходу за ребёнком до полутора лет застрахованному лицу МБУ ДО ДМШ № 4 им.В.М. Свердлова в Филиал № 10 Фонда был представлен электронный реестр сведений в отношении Коноваловой Елены Владимировны, на основании которых ей было назначено пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 06.05.2019 - 31.12.2019 в размере 24 163 руб. 26 коп.

Выплата пособия по уходу за ребенком до полутора лет по заявлению Коноваловой Е.В. осуществлена Фондом на лицевой счет застрахованного лица в общем размере 189 408 руб. 78 коп.

Фондом установлено, что согласно расчетным листкам, предоставленным для проверки у Коноваловой Е.В. заработок за май, июнь, июль, август 2019 года не снизился.

Так дополнительным соглашением от 06.05.2019 № 03/1 добавляется пункт 18, согласно которому "Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней", несмотря на то, что согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" - женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию и при этом работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется, поскольку использование двух и более отпусков одновременно Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Между Коноваловой Е.В. и МБУ ДО ДМШ № 4 им. В.М.Свердлова заключается дополнительное соглашение от 26.08.2019 № 04, согласно которому Коноваловой Е.В. возобновляются выплаты компенсационного характера за совмещение должностей экономиста за увеличение объема работы, высокое качество представления муниципальных услуг, за интенсивность и напряженность труда и за профессиональное мастерство. В итоге Коновалова Е.В. получила за сентябрь 2019 года - 52 459 руб. 10 коп., за октябрь 2019 года - 52 089 руб. 65 коп., за ноябрь 2019 года - 51 667 руб. 95 коп., за декабрь 2019 года - 56 226 руб. 23 коп.

Таким образом, Фонд установил, что у Коноваловой Е.В. при выходе в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет на условиях неполного рабочего времени отсутствует утраченный заработок.

Также суды обоснованно согласились с доводами Фонда о том, что фактически уход за ребёнком осуществляла мама ребенка, которая официально нигде не трудоустроена.

При этом суды учитывали, что данный вывод Фонда основан на сведениях о том, что сын, внучка и невестка Коноваловой Е.В. проживают в г. Москве, Коновалова В.А. рождена в г.Москве 08.03.2019 г.р., на данного ребенка медицинская карточка не заводилась, ребенок находится на медобслуживании вне Самарской области; согласно данным ГУ МВД России по Самарской области и АО "ФПК" ребёнок находится в г.Москве.

Таким образом суды пришли к выводу о том, что МБУ ДО ДМШ № 4 им. В.М.Свердлова предоставило в территориальный орган Фонда недостоверные сведения либо сокрыло сведения, влияющие на право получения застрахованными лицами соответствующего вида пособия.

Ссылка МБУ ДО ДМШ № 4 им. В.М. Свердлова на положения статьи 91 и часть 3 статьи 256 ТК РФ правомерно отклонена судами, поскольку не было учтено, что страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Закону № 165-ФЗ, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом № 255-ФЗ и Федеральным законом № 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 ТК РФ, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

Суды отметили, что в рассматриваемом случае пособие по уходу за ребенком не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, оплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования и нивелирует правовую природу пособия по уходу за ребенком, являющегося в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон № 165-ФЗ) страховым обеспечением риска, выражающегося именно в утрате застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Всем доводам МБУ ДО ДМШ № 4 им.В.М. Свердлова судами дана надлежащая оценка. Оснований для иной правовой оценки доводов заявителя у кассационного суда не имеется.

Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного суды признали, что Фонд, обладая контрольными полномочиями, правомерно в пределах своей компетенции принял решение о возмещении страхователем расходов, излишне понесенных территориальным органом страховщика в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем МБУ ДО ДМШ № 4 им. В.М.Свердлова сведений в сумме 189 408 руб. 78 коп.

В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.

В этой связи излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детская музыкальная школа № 4 имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Михайловича Свердлова городского округа Тольятти.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу № А55-10890/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детская музыкальная школа № 4 имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Михайловича Свердлова городского округа Тольятти из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей (платежное поручение от 10.12.2021 № 803). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий судья А.Н. Ольховиков


Судьи И.А. Хакимов Р.Р. Мухаметшин
Комментарий эксперта

О возмещении соцстраху излишних расходов на детское пособие

АС Поволжского округа в Постановлении от 09.02.2022 № Ф06-14564/22 согласился с контролерами, что получившая детское пособие женщина сама за малышом не ухаживала, а об утрате ею заработка говорить не приходится. Выходит, работодатель сотрудницы, снаб�...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x