Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа
№Ф06-1161/21 от 09.04.2021

О неправомерных НДС-вычетах на основании КСФ, выставленных контрагентам

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Хакимова И.А., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

заявителя - Сигарева В.В., доверенность от 27.10.2020,

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области - Аксеновой О.С., доверенность от 11.01.2021,

Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - Аксеновой О.С., доверенность от 12.01.2021,

общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест" - Решетникова В.В., доверенность от 11.01.2021, Булындиной А.А., доверенность от 11.01.2021,

общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Алдан" - Лукина Д.В., доверенность от 01.03.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" и лиц, не участвующих в деле, общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест", общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Алдан"

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020

по делу № А12-8777/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ОГРН 1163443069140, ИНН 3435126290) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области о признании недействительными ненормативных актов,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - общество, общество "Волжские тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - инспекция) от 07.10.2019 № 150 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения инспекции от 07.10.2019 № 4 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - управление) от 31.12.2019 № 1311.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2020 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.

С кассационными жалобами также обратились и лица, не участвующее в деле - общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест" и общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Алдан" (далее - общества "Энерго-Инвест" и "УК ЖКХ Алдан"), которые также просят отменить принятые судебные акты, привлечь их в качестве третьих лиц и направить дело на новое рассмотрение.

Определениями Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2021 и от 16.03.2021 рассмотрение кассационных жалоб отложены на 16.03.2021 на 11 часов 00 минут и на 08.04.2021 на 15 часов 30 минут.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2021, в связи с нахождением в отпуске судьи Мосунова С.В., произведена замена судьи Мосунова С.В. на судью Ольховикова А.Н.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Инспекцией проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2018 года, о чем составлен акт проверки от 15.05.2019 № 4918.

По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 07.10.2019 № 150 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым уменьшен заявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 10 516 284 рублей, обществу предложено внести изменения в документы бухгалтерского учета. Одновременно инспекцией принято решение от 07.10.2019 № 4 об отказе в возмещении частично налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению, которым налогоплательщику отказано в возмещении вышеуказанной суммы налога.

Основанием для принятия решений от 07.10.2019 № 150 и 07.10.2019 № 4 послужил вывод инспекции о неправомерном в нарушении пункта 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании корректировочных счет-фактур, выставленных заявителем в адрес управляющих организаций - обществ с ограниченной ответственностью "Лада Дом", "МПЖХ" и "УК Флагман-Сервис" (далее - общества "Лада Дом", "МПЖХ" и "УК Флагман-Сервис").

Решением управления от 31.12.2019 № 1311, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решения инспекции оставлены без изменения.

Не согласившись с вынесенными решениями налоговых органов, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды правомерно исходили из следующего.

Между заявителем и обществом "Лада-Дом" заключен договор теплоснабжения от 30.01.2015 № 111. Между сторонами 24.08.2016 заключено дополнительное соглашение к указанному договору, которым стороны установили порядок определения объема полезного отпуска по отоплению.

Уведомлением от 17.09.2018 № 01/4470 заявитель обществу "Лада-Дом" сообщил о том, что с целью приведения деятельности к нормам действующего законодательства Российской Федерации (пункт 21 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, далее - Правила № 124), обществом принято решение о расторжении с 01.01.2019 дополнительного соглашения от 24.08.2016 № 14 к договору теплоснабжения от 30.01.2015 № 111.

Также общество "Волжские тепловые сети" направило обществу "Лада-Дом" оферту дополнительного соглашения от 22.10.2018 № 25, вступающего в силу с 01.01.2019, в котором указано на прекращение порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объем тепловой энергии.

Общество "Лада-Дом" отказалось от заключения дополнительного соглашения, указав на то, что действующий в настоящее время порядок расчетов между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию равномерно в течение календарного года полностью соответствует пункту 25.1 Правил № 124.

Между заявителем и обществом "МПЖХ" заключен договор теплоснабжения от 23.04.2015 № 86 с целью предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей многоквартирных жилых домов.

Дополнительным соглашением от 24.08.2016 № 9 к договору стороны определили порядок начисления платы по отоплению потребителям.

Письмом от 17.09.2018 № 01/4473 заявитель уведомил общество "МПЖХ" о расторжении в одностороннем порядке дополнительного соглашения от 24.08.2016 № 9 к договору от 23.04.2015 № 86. В свою очередь, управляющая организация согласия на изменение условий указанного договора не давала, поскольку считала, что предложенный ресурсоснабжающей организацией способ определения объема коммунального ресурса тепловой энергии на нужды отопления не соответствует порядку начисления и предъявления платы гражданам за коммунальную услугу "отопление" на территории городского округа - город Волжский.

Между заявителем и обществом "УК Флагман-Сервис" заключен договор теплоснабжения от 01.10.2009 № 75 с целью предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей многоквартирных жилых домов.

Дополнительным соглашением от 24.08.2016 № 24 к договору стороны определили порядок определения поставляемого объема коммунального ресурса.

Письмом от 22.10.2018 № 2458 в адрес управляющей компании поступило дополнительное соглашение № 36 к вышеуказанному договору. Однако общество согласия на изменение условий вышеуказанного договора не давало.

В связи с возможностью определить разницу между показаниями, выставленными по нормативу потребления тепловой энергии и фактическими показаниями общедомовых приборов учета, отработавших бесперебойно в течение календарного года, налогоплательщиком составлены корректировочные счет-фактуры, в которых уменьшена стоимость и объем реализованной тепловой энергии.

На основании корректировочных счет-фактур от 31.12.2018, выставленных заявителем в адрес вышеуказанных управляющих организаций, налогоплательщиком в проверяемом периоде применены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 10 516 284 рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 168 Кодекса при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 Кодекса.

На основании пункта 13 статьи 171 Кодекса при изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), разница между суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 172 Кодекса.

Согласно пункту 10 статьи 172 Кодекса вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 Кодекса, производятся на основании корректировочных счет-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды признали обоснованными принятые налоговым органом решения. Как отметили суды, заявителем согласие от контрагентов на проведение соответствующих корректировок путем выставления корректировочных счет-фактур за IV квартал 2018 года не получено. Составленные и подписанные в одностороннем порядке акты об изменении стоимости поставленной тепловой энергии не могут служить доказательством, подтверждающим симметричную корректировку между налогоплательщиком и потребителем, что указывает на отсутствие согласия с порядком определения обществом объема коммунального ресурса и выставлением корректировочных счет-фактур. В сложившейся ситуации заявителем фактически произведена односторонняя корректировка налоговых обязательств по гражданско-правовым сделкам, связанным с отпуском тепловой энергии организациям-потребителям, в отсутствие одновременной корректировки объемов принятой тепловой энергии, что привело к применению разных способов расчета в отношении одного объема товара и нарушению принципа взимания налога на добавленную стоимость. Учитывая, что после корректировки налогоплательщиком налоговой базы и выставления им в одностороннем порядке корректировочных счет-фактур, как производителями, так и покупателями (управляющие организации) не были проведены корректировки объемов коммунальных ресурсов и налоговых обязательств, налоговый орган правомерно отказал заявителю в применении указанных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Более того, из материалов дела усматривается, что корректировочные счет-фактуры выставлены с нарушением 5-ти дневного срока, указанного в абзаце 3 пункта 3 статьи 168 Кодекса.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Относительно кассационных жалоб обществ "Энерго-Инвест" и "УК ЖКХ Алдан" судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным названным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно об их правах и обязанностях. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного акта.

Между тем из принятых по настоящему делу судебных актов не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах обществ "Энерго-Инвест" и "УК ЖКХ Алдан", либо возложил на них какие-либо обязанности.

Таким образом, оснований полагать, что оспариваемые судебные акты непосредственно затрагивают права и обязанности обществ "Энерго-Инвест" и "УК ЖКХ Алдан", в рассматриваемом случае не имеется.

При таких обстоятельствах производство по кассационным жалобам обществ "Энерго-Инвест" и "УК ЖКХ Алдан" подлежат прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 150, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

производство по кассационным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест" и общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Алдан на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу № А12-8777/2020 прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест" (Гончарову Владимиру Петровичу) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, перечисленную по чек-ордеру от 20.02.2021.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу № А12-8777/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 18.01.2021 № 94.

Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Комментарий эксперта

О неправомерных НДС-вычетах на основании КСФ, выставленных контрагентам

По мнению ревизоров, компания ошибочно применила вычеты по НДС на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных ею трем бизнес-партнерам. Ведь компания не заручилась согласием контрагентов на изменение стоимости поставленной теп�...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x