Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-06/34839 от 06.05.2021

Об НДФЛ при выплате по решению суда государственных пособий гражданам, имеющим детей

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение АО от 17.02.2021 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц государственных пособий гражданам, имеющим детей, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).

Таким образом, государственные пособия, назначаемые и выплачиваемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса.

При этом с учетом позиции Минтруда России сообщаем следующее.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, закрепляет виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок и условия их назначения и выплаты.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Статьей 3 Федерального закона № 81-ФЗ и статьей 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ определены виды государственных пособий (виды страхового обеспечения), выплачиваемых гражданам, к которым, в частности, относятся единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка. Данные пособия подлежат выплате при наступлении таких страховых случаев, как беременность и роды и рождение ребенка.

В статье 13 Федерального закона № 255-ФЗ, а также в Порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минтруда России от 29.09.2020 № 668н, определен порядок назначения и выплаты вышеуказанных пособий, в том числе перечень документов, необходимых для их получения.

Таким образом, право застрахованного лица на получение выплат будет реализовано после исполнения предъявляемых к субъектам рассматриваемых правоотношений юридически значимых требований, установленных Федеральным законом № 255-ФЗ и принятыми в целях его реализации нормативными правовыми актами.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности также возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, в случае вынесения судом решения, обязывающего страхователя выплатить застрахованному лицу соответствующие пособия, предусмотренные Федеральным законом № 255-ФЗ, правовая природа указанных пособий не меняется.

Одновременно сообщаем, что содержащейся в обращении информации недостаточно для подготовки ответа по поставленному вопросу. Так, в частности, неясно, было ли исполнено решение суда и если исполнено, то каким образом при отсутствии соответствующих документов данные пособия были выплачены.

Кроме того, отмечаем, что в соответствии со статьей 201 Гражданского процессуального кодекса суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда, а также в случае, если суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик.

Также согласно статье 202 Гражданского процессуального кодекса в случае неясности решения суда суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

Учитывая изложенное, АО вправе в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд за вынесением дополнительного решения или за разъяснением решения по вопросу разделения сумм, присужденных истице, и сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию налоговым агентом и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.Прокаев

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x