Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/3/86394 от 02.10.2020

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом доходов рассмотрел обращение от 02.09.2020 и сообщает следующее.

В части вопроса налогообложения налогом на прибыль организаций

На основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименован в статье 251 НК РФ.

Учитывая, что суммы неустойки за нарушение получателем гранта условий, предусмотренных соглашением о предоставлении такого гранта, не поименованы в статье 251 НК РФ, указанные доходы учитываются грантодателем при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ.

Что касается возврата самого гранта, то сообщаем: согласно статье 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

При возврате грантодателю ранее полученных по договору гранта денежных средств грантодатель не получает экономической выгоды, а восстанавливает в налоговом учете в составе средств целевых поступлений ранее выданные денежные средства, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у него не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций.

В части вопроса необходимости перечисления сумм неустойки, полученной от стороны (получатель гранта) соглашения о предоставлении гранта по форме, утвержденной приказом Минкомсвязи России от 08.10.2019 № 577 "Об утверждении формы соглашения о предоставлении гранта на государственную поддержку проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, в субъектах Российской Федерации в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий" (далее - приказ Минкомсвязи России № 577)

В соответствии с пунктами 5.2, 5.6, 5.8, 10.6, 10.7 формы соглашения о предоставлении гранта на государственную поддержку проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, в субъектах Российской Федерации в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий, утвержденной приказом Минкомсвязи России № 577 (далее - форма, соглашение), в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем гранта обязательств, установленных соглашением, а также в случае расторжения соглашения по инициативе получателя гранта или расторжения соглашения в случаях, предусмотренных пунктом 10.5 соглашения, получателем гранта уплачивается неустойка.

При этом в случаях возникновения у получателя гранта обязанности по возврату гранта, предусмотренных соглашением, неустойка не уменьшает сумму гранта, подлежащую перечислению на счет, открытый в Федеральном казначействе.

В соответствии с формой сторонами соглашения являются Российский фонд развития информационных технологий и получатель гранта.

Согласно пункту 5.10 соглашения суммы неустойки, предусмотренные соглашением, подлежат перечислению получателем гранта на счет оператора (Российский фонд развития информационных технологий).

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что положения статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм неустойки, полученной организацией, не являющейся государственным (муниципальным) органом (подведомственным ему казенным учреждением), в рамках заключенного такой организацией договора, они должны оставаться в распоряжении данной организации.


Заместитель директора Департамента А.А.Смирнов
Комментарий эксперта

Если грантодателю вернули средства вместе с неустойкой, как учитывать поступления?

Грантодатель учитывает полученную неустойку в доходах, причем по спецправилам. Сам же вернувшийся грант в состав налоговых доходов включать не надо. А ответ на вопрос, в чьем распоряжении остается сумма неустойки, зависит от того, кем являет�...

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x