Письмо Министерства финансов РФ
№03-08-05/78558 от 08.09.2020
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 02.07.2020 по вопросу применения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов от 07.09.2017 (далее - Конвенция) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11 Конвенции проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и фактически принадлежащие резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Договаривающемся Государстве.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции независимо от положений пункта 1 статьи 11 Конвенции проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве, которые определяются на основании поступлений, продаж, доходов, прибыли или других денежных потоков должника или зависимого лица, любых изменений стоимости любого имущества должника или зависимого лица, или любых дивидендов, выплат партнерства или аналогичных платежей, произведенных должником или зависимым лицом, или любые другие проценты, аналогичные таким процентам, возникающие в Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом другого Договаривающегося Государства, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов общей суммы процентов.
При этом для целей статьи 11 Конвенции термин "проценты" при использовании в указанной статье означает доход от долговых требований любого вида независимо от ипотечного обеспечения и независимо от предоставления права участия в прибыли должника и, в частности, доход от государственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши, относящиеся к таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам, а также другой доход, подлежащий такому же налогообложению, как доход от предоставляемых займов в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, в котором такой доход возникает. Однако доход, рассматриваемый в статье 10 Конвенции, и штрафы за просрочку платежа не будут рассматриваться в качестве процентов для целей статьи 11 Конвенции.
Согласно разъяснениям, полученным от компетентного для целей применения положений Конвенции органа Японии, положения пункта 2 статьи 11 Конвенции являются положениями, направленными на противодействие злоупотреблению нормами пункта 1 статьи 11 Конвенции, предоставляющего освобождение от налогообложения у источника, и распространяются на те виды процентов, которые зависят от суммы прибыли, так называемые дивиденды в форме процентов.
Вместе с тем необходимо учитывать, что доход иностранного банка кредитора в виде различных комиссионных вознаграждений, связанных с реализацией кредитного договора, является доходом от осуществления банком основного вида своей предпринимательской деятельности.
Одновременно отмечаем, что природа комиссионного вознаграждения не должна по своей сути представлять доход от долгового обязательства.
Вышеизложенное нашло отражение в судебной практике, в частности, в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 "Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре", Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015). Так, в частности, указано, что банк имеет право на получение отдельного вознаграждения (комиссии) наряду с процентами за пользование кредитом в том случае, если вознаграждение установлено за оказание самостоятельной услуги клиенту, иначе указанные комиссии могут быть отнесены к плате за пользование кредитом. Также определено, что если комиссионное вознаграждение выплачивается периодически в процентном соотношении от суммы, то при совокупности условий оно может представлять собой договоренность сторон о плате за кредит.
Таким образом, налогообложение процентов, выплачиваемых российской организацией иностранному банку - резиденту Японии, осуществляется в соответствии со статьей 11 Конвенции при условии соблюдения положений статьи 21 Конвенции.
Касательно налогообложения комиссии в виде процентов, выплачиваемых японскому банку, сообщаем, что налогообложение указанных выплат осуществляется согласно нормам статьи 11 Конвенции при соблюдении условий, указанных в статье 21 Конвенции, в случае если данные выплаты являются процентами в терминологии пункта 3 статьи 11 Конвенции.
В случае если указанные комиссионные вознаграждения в виде процентов не могут быть квалифицированы в качестве процентов в соответствии со статьей 11 Конвенции, то применяются положения статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции.
Одновременно сообщаем, что порядок и право на применение льгот, предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения, установлены также статьями 7 и 312 Налогового кодекса Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»