Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ВД-4-17/4229@ от 11.03.2020

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 06.02.2020, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", ФНС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

При этом ФНС России не наделена правом толкования норм законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе в рамках оказания юридической помощи.

Оценка правомерности проведения валютных операций может быть дана только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение валютных операций.

Кроме того, из обращения не ясно, является ли субъект валютных правоотношений резидентом Российской Федерации в понятии Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ).

Вместе с тем ФНС России считает возможным сообщить следующее.

В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации их филиалы, представительства и иные подразделения признаются резидентами для целей Закона № 173-ФЗ.

В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Расчеты также могут производиться через счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом № 173-ФЗ, в случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ.

Статьей 12 Закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающуюся по внешнеторговому договору (контракту), перечислен в частях 2, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6 и 7 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, а также в части 4 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств".

В иных случаях резидент обязан исполнить обязанность, установленную пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, путем зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках.

Также советуем для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле воспользоваться онлайн-сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (nalog.ru) в разделе "Часто задаваемые вопросы".

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличном от положений настоящего письма.


Государственный советник Российской Федерации 1 класса Д.В.ВОЛЬВАЧ
Комментарий эксперта

ФНС разъяснила отдельные вопросы валютного регулирования и валютного контроля

ФНС дала разъяснения по вопросам валютного регулирования в отношении резидентов – юридических лиц. В частности, о том, когда при расчетах по валютным операциям им разрешается миновать счета в уполномоченных банках, а также о ...

Эксперт по налогообложению В.Ю. Кирпичников

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x