Письмо Министерства финансов РФ
№03-15-05/92388 от 28.11.2019
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел в рамках своей компетенции обращение и по вопросу снижения фискальной нагрузки в части страховых взносов для плательщиков страховых взносов путем уменьшения взносооблагаемой базы сообщает следующее.
В обращении предлагается установить исчисление страховых взносов только с сумм окладов работников, исключив из взносооблагаемой базы суммы иных доплат и надбавок.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Исходя из положений пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса основной категорией плательщиков страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, т.е. работодатели, начисляющие страховые взносы на выплаты своим работникам за счет своих средств.
Сами же физические лица - наемные работники в настоящее время не являются плательщиками страховых взносов. Поэтому фискальная нагрузка по страховым взносам не влияет на уровень доходов физических лиц.
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
При этом размер пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством зависит от среднего заработка работника, при расчете которого учитываются все выплаты в пользу работника, на которые начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Также согласно действующему законодательству Российской Федерации право на обязательное пенсионное обеспечение возникает у застрахованных лиц в случае уплаты страховых взносов. При этом размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных со всех выплат в пользу работника.
Таким образом, установление порядка исчисления страховых взносов исходя из оклада работника, а не его фактического заработка приведет к значительному уменьшению размера пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также будет исключена возможность формирования пенсионных прав работников в полном объеме, что в дальнейшем может привести к ограничению их права на пенсионное обеспечение.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»