Постановление Арбитражного суда
№ 17АП-3442/2019-АК от 25.04.2019

Дело № А60-46155/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2019 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - Дворецкова О.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2017;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 25 января 2019 года

по делу № А60-46155/2018,

принятое судьей Горбашовой И.В.

про иску открытого акционерного общества «Тыретский солерудник» (ИНН 3814011769, ОГРН 1073814000150)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, ОГРН 1046604027414)

и Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513)

третье лицо - Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ПАО «Сбербанк»)

о взыскании убытков в сумме 73 835,62 руб.,

установил:

Открытое акционерное общество «Тыретский солерудник» (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы за счет казны Российской Федерации убытков в размере 73 835,62 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2019 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Тыретский солерудник» взысканы убытки в размере 73835 рублей 62 копеек, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2953 рублей.

Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что налогоплательщик, достоверно зная о наличии недоимки, сознательно допустил (спровоцировал) отказ банка в размещении депозита. Инспекцией представлены доказательства, достоверно подтверждающие отсутствие ее вины в совершении неправомерных действий, выразившихся в незаконном приостановлении операций по банковским счетам (зачисление «невыясненного» платежа). При этом заявителем не доказано проявление должной осмотрительности, поскольку при получении извещения о неверно зачисленном платеже, а также подтверждающей информации о наличии недоимки по страховым взносам (справка о расчетах с бюджетом по состоянию на 20.11.2017), общество не предприняло действий к уточнению платежа.

В судебном заседании представитель инспекции на доводах жалобы настаивал.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в отзыве на жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Истец, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в связи с выявленной недоимкой инспекцией в адрес общество направлено требование от 13.09.2017 № 115001 об уплате не позднее 03.10.2017 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 0,01 рублей, пени по данным взносам в сумме 31,07 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 0,01 рублей (л.д. 69).

В срок, установленный данным требованием, истцом произведена уплата указанных сумм, однако в платежном поручении на уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 0,01 рублей (от 29.09.2017 № 347 - л.д. 59) была допущена ошибка в указании КПП получателя платежа: вместо 667101001 указано 666101001, что привело к отнесению платежа на «невыясненные платежи».

Решением инспекции об уточнении платежа от 11.10.2017 № 268571 (л.д. 63), указанный платеж был уточнен, КПП указан верно, однако допущено неверное указание КБК 18210202010060010160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 01.01.2017).

В результате недоимка в размере 0,01 рублей осталась непогашенной, и 10.01.2018 инспекция в соответствии с пунктом 3 статьи 46 и пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применила меры принудительного взыскания страховых взносов. Инспекцией принято решение от 10.01.2018 № 44 о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме 0,01 руб. (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и решение от 10.01.2018 № 16 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (пункт 2 статьи 76 НК РФ).

Решением УФНС России по Свердловской области от 26.04.2018 № 13-06/16053 действия инспекции, направленные на принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в размере 0,01 рублей, признаны неправомерными (л.д. 48).

В соответствии с заявлением о присоединении к Условиям размещения денежных средств юридических лиц (кроме кредитных организаций), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, во вклад (депозит) и Условиям банковских вкладов от 10.01.2018 (л.д. 49), общество просило ПАО «Сбербанк» открыть банковский вклад (депозит) на сумму 77 000 000 рублей на срок 7 дней под процентную ставку 5% годовых.

Письмом от 12.01.2018 № 180112-0064-726400 ПАО «Сбербанк» сообщило об отказе в размещении депозита 10.01.2018 года на сумму 77 000 000 рублей в связи с принятием в отношении ОАО «Тыретский солерудник» инспекцией решения 10.01.2018 № 16 о приостановлении операций по счетам (л.д. 49-50).

Ссылаясь на неполучение дохода в сумме 73835,62 руб. (77 000 000 руб. x 7 x 5% / 365) в результате незаконных действий инспекции, истец обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Решение суда является правильным, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка в день платежа.

Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 при обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (пункт 9 статьи 45 НК РФ).

Как следует из приведенных выше обстоятельств, общество при уплате страховых взносов верно указало в платежном поручении все реквизиты, за исключением КПП получателя платежа (ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга). Данная ошибка не привела к неперечислению денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, напротив, они поступили на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом верно были указаны код бюджетной классификации (КБК), в соответствии с КБК заполнено поле о назначении платежа (л.д. 59), в связи с чем назначение произведенного платежа не вызывало сомнения. Для его уточнения налоговому органу достаточно было самостоятельно принять соответствующее решение, как это и предусмотрено пунктом 7 статьи 45 НК РФ.

Налоговый орган данное решение вынес, однако в результате неверного указания им КБК недоимка по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 в сумме 0,01 руб. осталась непогашенной.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 3 статьи 46).

В соответствии с пунктом 2 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, налоговый орган пришел к выводу о наличии у общества недоимки по страховым взносам в сумме 0,01 руб. в результате собственной ошибки и неправомерно вынес решения о взыскании данной недоимки и приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке.

Данный вывод сделан, кроме того, в решении УФНС России по Свердловской области от 26.04.2018 № 13-06/16053.

Согласно пункту 1 статьи 35 НК РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном названным Кодексом и иными федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученные доходы).

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ) вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

Возможность взыскания убытков закон связывает с наличием в совокупности следующих обстоятельств: наступления вреда, противоправности поведения и вины причинителя вреда, причинно-следственной связи между ними и размера подлежащих возмещению убытков.

Лицо, требующее возмещения убытков, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должно доказать наличие убытков, обосновать их размер, доказать факт правонарушения, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.

Пунктом 12 статьи 76 НК РФ установлено, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи (в том числе плательщиков страховых взносов), банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты.

Представленными в дело документами подтверждается, что на 10.01.2018, день подачи обществом заявления об открытии вклада (депозита, на сумму 77 000 000 рублей на срок 7 дней под процентную ставку 5% годовых), у него имелись на расчетном счете в Сбербанке средства в сумме, превышающей 77 000 000 руб. (л.д. 121). Единственным основанием для отказа банком в открытии вклада (депозита) явилось наличие в отношении общества решения инспекции 10.01.2018 № 16 о приостановлении операций по счетам.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии причинной связи между незаконными действиями инспекции по приостановлению операций по банковским счетам и убытками общества в виде неполученных процентов от размещения денежных средств под проценты.

Судом также установлено, материалами дела подтверждается и инспекцией не оспаривается, что размещение депозитов производилось обществом в Сбербанке и до периода, непосредственно предшествующего возникновению спорных правоотношений, т.е. действия общества не были связаны с приостановлением операций на банковских счетах и не ставили целью создания возможности для предъявления убытков бюджету. Размещение депозитов являлось обычной хозяйственной деятельностью юридического лица.

Расчет суммы убытков (77 000 000 руб. x 5% / 365 x 7 = 73835,62 руб.) инспекцией не оспорен и признан верным.

Размер заявленных убытков является разумным, процентная ставка не превышает ставку рефинансирования. Таким образом, если бы не незаконные действия инспекции, общество бы гарантированно получило прибыль в сумме 73835,62 руб.

В апелляционной жалобе налоговый орган не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции. Оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.

На основании у суда апелляционной инстанции отсутствует основания для отмены судебного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2019 года по делу № А60-46155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА


Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

01 июля

Сегодня для бухгалтера

3 новых документа

Календарь публикаций

Июль 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Сегодня вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x