Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№17-4/В-583 от 30.12.2015

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем, являющимся работодателем, и сообщает следующее.

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются лица:

производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели;

индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).

При этом частью 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 упомянутой статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Исходя из положений Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают страховые взносы с сумм этих выплат и иных вознаграждений (статья 7 Федерального закона N 212-ФЗ), а также в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ обязаны уплачивать страховые взносы за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые взносы, уплаченные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, влияют на величину индивидуального пенсионного коэффициента и, соответственно, на размер страховой пенсии либо на ее перерасчет.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики - самозанятые физические лица уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за себя.

Так, с 2014 года установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода, который заключается в следующем:

в случае, если доход плательщика не превышал 300 000 руб. за расчетный период 2014 г. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (5554 руб. на 2014 год), и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз, то есть 1 МРОТ x 26% x 12 месяцев = 17 328,48 руб.;

в случае если доход плательщика превышал 300 000 руб., то за 2014 год - 1 МРОТ x 26% x 12 месяцев + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.

При этом было введено ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, - 8 МРОТ (5554 руб. на 2014 г.) x 26% x 12 месяцев = 138 627,84 руб.

Указанное ограничение аналогично ограничению по сумме страховых взносов, уплачиваемых в отношении наемных работников исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется по-прежнему исходя из произведения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (5,1%), увеличенного в 12 раз. Таким образом, страховой взнос на обязательное медицинское страхование для самозанятых лиц в 2014 году составлял 3399,05 руб. (5554 руб. (МРОТ в 2014 году) x 5,1% x 12 месяцев).

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, являющийся работодателем, уплачивает страховые взносы как с выплат лицам, в пользу которых он производит выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), так и за себя.

Что касается вопроса об определении величины годового дохода в целях применения положений части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, исходя из которого определяется размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, то необходимо отметить следующее.

Положения статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.

Принимая во внимание, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).


Заместитель директора Департамента развития социального страхования Л.А.КОТОВА
Комментарий эксперта

Для начисления страховых взносов в ПФР налоговая база не важна

Минтруд России пояснил смысл дифференцированного подхода к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода. Отдельно отмечено, что определение размера ...

Эксперт "НА" В.Ю.Кирпичников

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x