Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-07-11/30461 от 27.05.2015

НДС, налог на прибыль: предоставление слушателям блокнотов и ручек, а также продуктов питания организацией, применяющей освобождение от налогообложения НДС

Вопрос:

О применении НДС и налога на прибыль при предоставлении слушателям блокнотов, ручек и продуктов питания организацией, оказывающей услуги в сфере образования.

Ответ:

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при предоставлении слушателям блокнотов и ручек, а также продуктов питания организацией, применяющей освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Статьей 779 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом на основании статей 783 и 709 ГК РФ в договоре возмездного оказания услуг указываются цена оказания услуг или способы ее определения.

Таким образом, при оказании услуг в сфере образования, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса, договором на оказание которых предусмотрено обеспечение слушателей блокнотами и ручками, стоимость которых включена в цену указанных услуг, налог на добавленную стоимость не исчисляется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. В связи с этим при предоставлении слушателям, персонификация которых не осуществляется, продуктов питания объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

Одновременно обращаем внимание, что на основании положений статьи 170 Кодекса права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами указанных товаров (блокнотов, ручек, продуктов питания), у организации не возникает.

Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные налогоплательщиком затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Перечень расходов, установленный статьей 264 Кодекса, является открытым, и на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 04.06.2007 № 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ О. Ф. Цибизова

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта