Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Приказ Министерства финансов РФ
№143н от 31.10.2012

О введении в действие документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации

В соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 10, ст. 1385; 2012, № 6, ст. 680), по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации приказываю:

1. Ввести в действие на территории Российской Федерации:

1) Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 “Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения”(приложение № 1);

2) Документ Международных стандартов финансовой отчетности “Займы, предоставленные государством (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 1)”(приложение № 2);

3) Документ Международных стандартов финансовой отчетности “Раскрытие информации - взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7)”(приложение № 3);

4) Документ Международных стандартов финансовой отчетности “Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11 и Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12)”(приложение № 4);

5) Документ Международных стандартов финансовой отчетности “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”(приложение № 5).

2. Установить, что документы Международных стандартов финансовой отчетности, указанные в пункте 1 настоящего приказа, вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения организациями - со дня их официального опубликования; для обязательного применения организациями - в сроки, определенные в этих документах.

Согласовано:

Центральный банк Российской Федерации  Председатель Центрального  Банка Российской Федерации                                                          С.М. Игнатьев

30.10.2012

Федеральная служба по финансовым рынкам Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам                           Д.В. Панкин

31.10.2012


Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2012 № 26099

Приложение № 1
к приказу Минфина РФ
от 31.10.2012 № 143н

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 “Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения”

Ссылки

  •  МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”;
  •  МСФО (IAS) 2 “Запасы”;
  •  МСФО (IAS) 16 “Основные средства”;
  •  МСФО (IAS) 38 “Нематериальные активы”.

Исходная информация

1. При разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, организациям может потребоваться удалить пустые породы (“вскрышные породы”), чтобы получить доступ к запасам полезных ископаемых. Данная деятельность по удалению пустых пород известна как “вскрышные работы”.

2. На этапе освоения месторождения (до начала добычи) затраты на вскрышные работы, как правило, капитализируются в составе амортизируемой первоначальной стоимости относящихся к месторождению строительных, подготовительных и горно-капитальных работ. После начала эксплуатации месторождения данные капитализированные затраты амортизируются на систематической основе, обычно используя способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

3. Горнодобывающая организация может продолжать деятельность по удалению вскрышных пород и нести затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации месторождения.

4. Порода, удаленная при проведении вскрышных работ на этапе добычи, не обязательно представляет собой только шлаковые породы; зачастую это сочетание руды и пустых пород. Соотношение руды к пустой породе может варьироваться от настолько низкого, что добыча руды экономически нецелесообразна, до настолько высокого, что добыча будет прибыльной. Удаление пород с низким соотношением руды к пустым породам может дать некоторое количество пригодного материала, который может быть использован для производства запасов. При удалении этих пород также может быть получен доступ к более глубоким пластам пород, в которых соотношение руды к пустым породам выше. Таким образом, организация может извлечь двойную выгоду из проведения вскрышных работ: добыча пригодной к использованию руды, которая может быть использована для производства запасов, и улучшенный доступ к дополнительным объемам полезных ископаемых, которые могут быть добыты в будущих периодах.

5. Настоящее разъяснение рассматривает, когда и каким образом следует отдельно учитывать две указанные выгоды, получаемые от проведения вскрышных работ, а также как следует проводить первоначальную и последующую оценку данных выгод.

Сфера применения

6. Настоящее разъяснение применяется в отношении затрат на удаление пустых пород, которые возникают при открытых разработках на этапе эксплуатации месторождения (“затраты на вскрышные работы на этапе добычи”).

Вопросы

7. В настоящем разъяснении рассматриваются следующие вопросы:

(а) признание затрат на вскрышные работы эксплуатационного периода в качестве актива;

(b) первоначальная оценка актива, связанного со вскрышными работами;

(c) последующая оценка актива, связанного со вскрышными работами.

Консенсус

Признание затрат на вскрышные работы эксплуатационного периода в качестве актива

8. Если выгода от проведения вскрышных работ реализуется в форме произведенных запасов, организация должна учитывать затраты на осуществление данных работ в соответствии с принципами МСФО (IAS) 2 “Запасы”. Если выгода представляет собой улучшенный доступ к рудному телу, организация признает данные затраты в качестве внеоборотного актива при условии соблюдения критериев пункта 9 ниже. В рамках настоящего разъяснения данный внеоборотный актив обозначается как “актив, связанный со вскрышными работами”.

9. Организация должна признать актив, связанный со вскрышными работами, тогда и только тогда, когда соблюдаются все следующие критерии:

(a) представляется вероятным, что будущая экономическая выгода, связанная с проведением вскрышных работ (улучшенный доступ к рудному телу), поступит в организацию;

(b) организация может идентифицировать тот компонент рудного тела, к которому был улучшен доступ;

(c) затраты, связанные с проведением вскрышных работ, которые относятся к данному компоненту, могут быть надежно оценены.

10. Актив, связанный со вскрышными работами, должен учитываться либо как увеличение существующего актива, либо как его улучшение. Иными словами, актив, связанный со вскрышными работами, учитывается как часть существующего актива.

11. Актив, связанный со вскрышными работами, классифицируется в качестве материального или нематериального актива в соответствии с классификацией существующего актива. Иными словами, характер существующего актива определяет то, классифицирует ли организация актив, связанный со вскрышными работами, в качестве материального либо нематериального актива.

Первоначальная оценка актива, связанного со вскрышными работами

12. Организация должна первоначально оценивать актив, связанный со вскрышными работами, по фактическим затратам, представляющим совокупность прямых затрат, понесенных на проведение вскрышных работ, улучшающих доступ к идентифицированному компоненту рудного тела, и распределенных на эти работы непосредственно относящихся к ним косвенных расходов. Одновременно со вскрышными работами в период эксплуатации могут проводиться некоторые сопутствующие работы, которые при этом не являются необходимыми для продолжения вскрышных работ в запланированном в эксплуатационный период порядке. Затраты, связанные с такими сопутствующими работами, не должны включаться в состав первоначальной стоимости актива, связанного со вскрышными работами.

13. В случаях, когда затраты по активу, связанному со вскрышными работами, и затраты по добытым запасам не могут быть отдельно идентифицированы, организация должна распределять затраты на проведение вскрышных работ в период эксплуатации между добытыми запасами и активом, связанным со вскрышными работами, по методу, который основывается на уместном показателе выработки. Данный показатель выработки должен рассчитываться в отношении идентифицированного компонента рудного тела и должен использоваться в качестве основы для определения степени, в которой имела место деятельность по созданию будущей выгоды. Ниже представлены примеры таких показателей:

(a) стоимость добытых запасов в сравнении с их ожидаемой стоимостью;

(b) объем извлеченной пустой породы в сравнении с ожидавшимся объемом пустой породы в расчёте на объём добытой руды;

(c) содержание полезных ископаемых в добытой руде в сравнении с их ожидавшимся содержанием в подлежавшей добыче руде в расчете на количество добытой руды.

Последующая оценка актива, связанного со вскрышными работами

14. После первоначального признания актив, связанный со вскрышными работами, должен учитываться либо по первоначальной стоимости, либо по переоцененной стоимости, за вычетом амортизации и убытков от обесценения, таким же образом, как и существующий актив, частью которого он является.

15. Актив, связанный со вскрышными работами, должен амортизироваться на систематической основе в течение ожидаемого срока полезного использования идентифицированного компонента рудного тела, доступ к которому улучшается в результате проведения вскрышных работ. Должен применяться способ списания стоимости пропорционально объему продукции, если только другой метод не является более целесообразным.

16. Ожидаемый срок полезного использования идентифицированного компонента рудного тела, который используется для начисления амортизации актива, связанного со вскрышными работами, отличается от ожидаемого срока полезного использования, который используется для начисления амортизации самого месторождения и связанных с ним активов, срок эксплуатации которых определяется сроком эксплуатации месторождения. Исключением из этого принципа являются обстоятельства, в которых проведение вскрышных работ улучшает доступ ко всему оставшемуся рудному телу. Последнее может иметь место, например, ближе к окончанию срока полезного использования месторождения, когда идентифицированный компонент представляет собой последнюю часть рудного тела, которая будет добыта.

Приложение А

Дата вступления в силу и переходные положения

Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего разъяснения и имеет такую же силу, как и другие составляющие настоящего разъяснения.

А1. Организация должна применять настоящее разъяснение для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящее разъяснение для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

А2. Организация должна применять настоящее разъяснение в отношении затрат на вскрышные работы эксплуатационного периода, которые были понесены по состоянию на дату начала самого раннего из периодов, представленных в отчетности, или после этой даты.

A3. По состоянию на дату начала самого раннего из представленных в отчетности периодов сумма активов, признанных ранее в результате проведения вскрышных работ на этапе эксплуатации (“актив, связанный с проведёнными ранее вскрышными работами”), должна быть переклассифицирована в состав существующего актива, к которому относилось проведение вскрышных работ, при условии наличия на эту дату идентифицируемого компонента рудного тела, с которым может быть соотнесен актив, связанный с проведенными ранее вскрышными работами, и амортизироваться в течение оставшегося ожидаемого срока полезного использования идентифицированного компонента рудного тела, к которому относится конкретный актив, связанный с проведенными ранее вскрышными работами.

А4. Если идентифицируемый компонент рудного тела, к которому относится актив, связанный с ранее проведенными вскрышными работами, отсутствует, такой актив должен быть признан в составе вступительного сальдо нераспределенной прибыли на начало самого раннего из представленных периодов.

Приложение В

Поправки к другим МСФО

Поправки, указанные в настоящем приложении, должны применяться для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Если организация применяет настоящее разъяснение в отношении более раннего отчетного периода, данные поправки должны также применяться для этого более раннего периода.

МСФО (IFRS) 1
“Первое применение международных стандартов финансовой отчетности”

B1. В приложении D в пункт D31 внести следующие изменения:

В подпункте (q) слово “и”удалить;

В подпункте (r) вместо знака препинания “.”включить слово “;и”;

Дополнить подпунктом (s) следующего содержания:

(s) затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (пункт D32).

B2. В приложении D после пункта D31 дополнить заголовком и пунктом D32 следующего содержания:

Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения

D32. Организация, применяющая МСФО (IFRS) впервые, может использовать переходные положения, предусмотренные в пунктах с А1 по А4 Разъяснения КРМФО (IFRIC) 20 “Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения”. В данном пункте под датой вступления в силу следует понимать 1 января 2013 г. или начало первого отчетного периода, в котором применяются МСФО, в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней.

B3. После пункта 39L дополнить пунктом 39М следующего содержания:

39М. Разъяснением КРМФО (IFRIC) 20 “Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения”был добавлен пункт D32 и изменен пункт D1. Организация должна применять данные поправки, если она применяет Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20.

Приложение № 2
к приказу Минфина РФ
от 31.10.2012 № 143н

Займы, предоставленные государством (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 1)

Поправки к МСФО (IFRS) 1 “Первое применение международных стандартов финансовой отчетности”

Дополнить пунктами 39N и 39О следующего содержания:

39N. Документ “Займы, предоставленные государством (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 1)”, выпущенный в марте 2012 года, добавил пункты В1(f) и В10-В12. Организация должна применять данные пункты для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.

39O. Пункты В10 и В11 содержат ссылки на МСФО (IFRS) 9. Если организация применяет настоящий МСФО (IFRS), но еще не применяет МСФО (IFRS) 9, ссылки на МСФО (IFRS) 9 в пунктах В10 и В11 должны рассматриваться как ссылки на МСФО (IAS) 39 “Финансовые инструменты: признание и оценка”.

В приложении В:

пункт В1 дополнить подпунктом (f) следующего содержания:

(f) займов, предоставленных государством (пункты В10 - В12).

Дополнить заголовком и пунктами В10 - В12 следующего содержания:

Займы, предоставленные государством

B10. Организация, впервые применяющая МСФО (IFRS), должна классифицировать полученный ей заем, предоставленный государством, как финансовое обязательство или как долевой инструмент в соответствии с МСФО (IAS) 32 “Финансовые инструменты: представление информации”. За исключением случаев, предусмотренных пунктом В11, организация, впервые применяющая МСФО (IFRS), должна применять требования МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”и МСФО (IAS) 20 “Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи”перспективно в отношении государственных займов, которые имеются у нее на дату перехода на МСФО (IFRS), и не должна признавать соответствующую выгоду от займа, предоставленного государством, который был привлечен по ставке ниже рыночной, как государственная поддержка. Как следствие, если организация, впервые применяющая МСФО (IFRS), согласно ранее применявшимся ею ОПБУ не признавала и не оценивала заем, предоставленный государством, по ставке ниже рыночной на основе, соответствующей требованиям МСФО (IFRS), она должна использовать балансовую стоимость данного займа согласно ранее применявшимся ею ОПБУ на дату перехода на МСФО (IFRS) в качестве его балансовой стоимости во вступительном отчете о финансовом положении, подготовленном согласно МСФО (IFRS). После даты перехода на МСФО (IFRS) для оценки таких займов организация должна применять МСФО (IFRS) 9.

B11. Несмотря на требования пункта В10, организация может применять требования МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 20 ретроспективно в отношении займов, предоставленных государством, которые были привлечены до даты перехода на МСФО (IFRS), при условии, что информация, необходимая для этого, была получена на момент первоначального отражения данного займа в учете.

B12. Требования и указания в пунктах В10 и В11 не препятствуют применению организацией освобождений, описанных в пунктах D19-D19D, относящихся к классификации ранее признанных финансовых инструментов как переоцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

Приложение № 3
к приказу Минфина РФ
от 31.10.2012 № 143н

Раскрытие информации - взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7)

Поправки к МСФО (IFRS) 7 “Финансовые инструменты: раскрытие информации”

После пункта 13 дополнить заголовком и пунктами 13A-13F следующего содержания:

Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств

13А. Требования к раскрытию информации, изложенные в пунктах 13В-13Е, дополняют другие требования к раскрытию информации, содержащиеся в настоящем МСФО (IFRS), и являются обязательными для всех признанных финансовых инструментов, взаимозачет которых осуществляется в соответствии с пунктом 42 МСФО (IAS) 32. Данные требования к раскрытию информации также применяются в отношении признанных финансовых инструментов, подпадающих под действие обеспеченного правовой защитой генерального соглашения о взаимозачете либо аналогичного соглашения, независимо от того, производится ли их взаимозачет в соответствии с пунктом 42 МСФО (IAS) 32.

13В. Организация должна раскрывать информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности оценить влияние или возможное влияние соглашений о взаимозачете на ее финансовое положение. Это включает влияние или возможное влияние прав на зачет, относящихся к признанным финансовым активам и признанным финансовым обязательствам организации, которые попадают в сферу применения пункта 13А.

13С. Для достижения цели, сформулированной в пункте 13В, на конец отчетного периода организация должна раскрывать следующую количественную информацию, отдельно по признанным финансовым активам и признанным финансовым обязательствам, относящимся к сфере применения пункта 13А:

(a) валовые суммы таких признанных финансовых активов и признанных финансовых обязательств;

(b) суммы, которые были взаимно зачтены в соответствии с критериями, указанными в пункте 42 МСФО (IAS) 32, при определении нетто-сумм, отражаемых в отчете о финансовом положении;

(c) нетто-суммы, отражаемые в отчете о финансовом положении;

(d) суммы, относящиеся к обеспеченному правовой защитой генеральному соглашению о взаимозачете либо аналогичному соглашению, которые в иных случаях не включались бы в пункт 13С(b), в том числе:

(i) суммы, относящиеся к признанным финансовым инструментам, в отношении которых не выполняются некоторые или все критерии взаимозачета пункта 42 МСФО (IAS) 32; и

(ii) суммы, относящиеся к финансовому обеспечению (включая денежное обеспечение); а также

(e) нетто-сумму после вычета сумм, указанных в пункте (d), из сумм, указанных в пункте (с) выше.

Информация, раскрытие которой требуется в данном пункте, должна представляться в табличной форме, отдельно для финансовых активов и финансовых обязательств, за исключением случаев, когда другая форма представления является более целесообразной.

13D. Общая сумма, раскрываемая по инструменту согласно пункту 13C(d), должна ограничиваться суммой в пункте 13С(с) для такого инструмента.

13E. Организация должна раскрывать описательную информацию о правах на зачет, относящихся к признанным ею финансовым активам и финансовым обязательствам, подпадающим под действие обеспеченного правовой защитой генерального соглашения о взаимозачете либо аналогичного соглашения, информация о которых раскрывается согласно пункту 13C(d), включая характер таких прав.

13F. Если информация, раскрытие которой требуется в соответствии с пунктами 13В-13Е, представлена в нескольких примечаниях к финансовой отчетности, организация должна использовать перекрестные ссылки на такие примечания.

Дополнить пунктом 44R следующего содержания:

44R. Документ “Раскрытие информации - взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7)”, опубликованный в декабре 2011 г., добавил пункты 13A-13F и В40-В53. Организация должна применять данные поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты, и для промежуточных периодов в рамках таких годовых периодов. Организация должна применять требования к раскрытию информации, предусмотренные данными поправками, ретроспективно.

В приложении В после пункта В39 дополнить заголовком и пунктами В40-В53 следующего содержания:

Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (пункты 13A-13F)

Сфера применения (пункт 13А)

B40. Требования к раскрытию информации, изложенные в пунктах 13В-13Е, являются обязательными для всех признанных финансовых инструментов, взаимозачет которых производится в соответствии с пунктом 42 МСФО (IAS) 32. Кроме того, финансовые инструменты входят в сферу применения требований к раскрытию информации, изложенных в пунктах 13В-13Е, если они попадают под действие обеспеченного правовой защитой генерального соглашения о взаимозачете, либо аналогичного соглашения, охватывающего аналогичные финансовые инструменты и операции, независимо от того, производится ли их взаимозачет в соответствии с пунктом 42 МСФО (IAS) 32.

B41. Аналогичные соглашения, упомянутые в пунктах 13А и В40, включают в себя соглашения о взаимозачете по производным финансовым инструментам, глобальные генеральные договоры РЕПО, глобальные генеральные договоры о предоставлении займа в виде ценных бумаг, а также соответствующие права на финансовое обеспечение. Аналогичные финансовые инструменты и операции, упомянутые в пункте В40, включают производные инструменты, договоры РЕПО, договоры обратного РЕПО, договоры о получении займа в виде ценных бумаг и договоры о предоставлении займа в виде ценных бумаг. Примерами финансовых инструментов, которые не попадают в сферу применения пункта 13А, являются займы и депозиты клиентов в одной и той же организации (за исключением случаев, когда они представляются в отчете о финансовом положении на основе взаимозачета), и финансовые инструменты, являющиеся предметом только соглашения об обеспечении.

Раскрытие количественной информации по признанным финансовым активам и признанным финансовым обязательствам, входящим в сферу применения пункта 13А (пункт 13С).

B42. В отношении финансовых инструментов, информация о которых раскрывается согласно пункту 13С, могут применяться различные требования к оценке (например, кредиторская задолженность по договору РЕПО может оцениваться по амортизированной стоимости, а производный инструмент - по справедливой стоимости). Организация должна представлять инструменты по признанным суммам и описывать возникающие в результате этого различия в оценке в рамках раскрытия соответствующей информации.

Раскрытие информации о валовых суммах признанных финансовых активов и признанных финансовых обязательств, относящихся к сфере применения пункта 13А (пункт 13С(а)).

B43. Суммы, раскрытие которых требуется в соответствии с пунктом 13С(а), относятся к признанным финансовым инструментам, которые были взаимозачтены согласно пункту 42 МСФО (IAS) 32. Суммы, раскрытие которых требуется в соответствии с пунктом 13С(а), также относятся к признанным финансовым инструментам, подпадающим под действие обеспеченного правовой защитой генерального соглашения о взаимозачете либо аналогичного соглашения, независимо от того, выполняются ли в отношении этих инструментов критерии взаимозачета. Однако требования к раскрытию информации, изложенные в пункте 13С(а), не относятся к суммам, признаваемым в результате соглашений об обеспечении, для которых не выполняются критерии взаимозачета в пункте 42 МСФО (IAS) 32. Вместо этого информация о таких суммах раскрывается согласно пункту 13C(d).

Раскрытие информации о суммах, которые были взаимно зачтены в соответствии с критериями, указанными в пункте 42 МСФО (IAS) 32 (пункт 13С(b)).

В44. Согласно требованиям, изложенным в пункте 13С(b), организации должны раскрывать информацию о суммах, которые были взаимно зачтены в соответствии с пунктом 42 МСФО (IAS) 32, при определении нетто-сумм, отражаемых в отчете о финансовом положении. Суммы как признанных финансовых активов, так и признанных финансовых обязательств, которые подлежат взаимозачету согласно одному и тому же соглашению, раскрываются как в рамках раскрытия информации о финансовых активах, так и в рамках раскрытия информации о финансовых обязательствах. Однако раскрываемые суммы (например, в таблице) ограничиваются суммами, подлежащими взаимозачету. Например, у организации могут быть признанный производный актив и признанное производное обязательство, в отношении которых выполняются критерии взаимозачета в пункте 42 МСФО (IAS) 32. Если валовая сумма производного актива превышает валовую сумму производного обязательства, в таблице с раскрытием информации о финансовых активах будут указаны вся сумма производного финансового актива (согласно пункту 13С(а)) и вся сумма производного финансового обязательства (согласно пункту 13С(b)). Однако если в таблице с раскрытием информации о финансовых обязательствах будет указана вся сумма производного финансового обязательства (согласно пункту 13С(а)), то раскрытие производного финансового актива (согласно пункту 13С(b)) будет ограничено суммой, равной сумме производного финансового обязательства.

Раскрытие информации о нетто-суммах, отражаемых в отчете о финансовом положении (пункт 13С(с)).

B45. Если организация обладает инструментами, относящимися к сфере применения данных требований к раскрытию информации (как указано в пункте 13А), в отношении которых, однако, не выполняются критерии взаимозачета пункта 42 МСФО (IAS) 32, то суммы, раскрываемые согласно пункту 13С(с), будут равны суммам, раскрываемым согласно пункту 13С(а).

B46. Суммы, раскрываемые согласно пункту 13С(с), необходимо сверять с отдельными статьями отчета о финансовом положении. Например, если организация приходит к выводу о том, что агрегирование или детализация отдельных статей финансовой отчетности приводит к предоставлению более уместной информации, она должна сверить агрегированные или детализированные суммы, информация о которых раскрывается согласно пункту 13С(с), с отдельными статьями, представляемыми в отчете о финансовом положении.

Раскрытие информации о суммах, относящихся к юридически закрепленному генеральному соглашению о взаимозачете либо аналогичному соглашению, которые в иных случаях не включались бы в пункт 13С(b) (пункт 13С(d).

B47. Согласно пункту 13C(d) организации должны раскрывать информацию о суммах, относящихся к обеспеченному правовой защитой генеральному соглашению о взаимозачете либо аналогичному соглашению, которые в иных случаях не включались бы в пункт 13С(b). пункт 13C(d)(i) применяется к суммам, относящимся к признанным финансовым инструментам, в отношении которых не выполняются некоторые или все критерии взаимозачета пункта 42 МСФО (IAS) 32 (например, текущие права на взаимозачет, в отношении которых не выполняется критерий пункта 42(b) МСФО (IAS) 32, или условные права на взаимозачет, которые приобретают правовую защиту и подлежат исполнению исключительно в случае неисполнения обязательств либо исключительно в случае несостоятельности или банкротства кого-либо из контрагентов).

B48. Пункт 13C(d)(ii) применяется к суммам, которые относятся к финансовому обеспечению, включая как полученное, так и предоставленное денежное обеспечение. Организация должна раскрывать информацию о справедливой стоимости таких финансовых инструментов, которые были предоставлены или получены в качестве обеспечения. Суммы, раскрываемые согласно пункту 13C(d)(ii), должны относиться к фактически полученному или предоставленному обеспечению, а не к возникающей в результате кредиторской или дебиторской задолженности, которые признаются в отношении возврата полученного или предоставленного обеспечения.

Ограничения в отношении сумм, раскрываемых согласно пункту 13C(d) (пункт 13D).

B49. Раскрывая информацию о суммах согласно пункту 13C(d), организация должна учитывать влияние избыточного обеспечения на финансовый инструмент. Для этого организация должна сначала вычесть суммы, раскрываемые согласно пункту 13C(d)(i), из суммы, раскрываемой согласно пункту 13С(с), а затем ограничить суммы, раскрываемые согласно пункту 13C(d)(ii), оставшейся суммой в пункте 13С(с) для соответствующего финансового инструмента. Однако если права на обеспечение могут переноситься на другие финансовые инструменты, информация о таких правах может быть включена в раскрытие информации согласно пункту 13D.

Описание прав на взаимозачет, относящихся к обеспеченным правовой защитой генеральным соглашениям о взаимозачете либо аналогичным соглашениям (пункт 13Е).

B50. Организация должна описать виды прав на зачет и аналогичных соглашений, информация о которых раскрывается согласно пункту 13C(d), включая характер таких прав. Например, организация должна описать свои условные права. Для инструментов, к которым применимы права на взаимозачет, не зависящие от будущего события, но в отношении которых не выполняются оставшиеся критерии пункта 42 МСФО (IAS) 32, организация должна описать причину(ы), по которой(ым) такие критерии не выполняются. По полученному или предоставленному финансовому обеспечению организация должна описать условия соглашения об обеспечении (например, ограничения, предусмотренные для обеспечения).

Раскрытие информации по типам финансовых инструментов или по контрагентам.

B51. Количественная информация, раскрытие которой требуется пунктом 13С(а)-(е), может быть объединена по типам финансовых инструментов или операций (например, производные инструменты, договоры РЕПО и обратного РЕПО либо договоры о получении займа в виде ценных бумаг и договоры о предоставлении займа в виде ценных бумаг).

B52. В качестве альтернативы, организация может объединить количественную информацию, раскрытие которой требуется пунктом 13С(а)-(с), по типам финансовых инструментов, а количественную информацию, раскрытие которой требуется пунктом 13С(с)-(е), по контрагентам. Если организация предоставляет требуемую информацию по контрагентам, она не должна указывать наименование контрагентов. Однако для обеспечения сопоставимости классификация контрагентов (Контрагент А, Контрагент Б, Контрагент В и т.д.) должна оставаться последовательной из периода в период в рамках периодов, представленных в отчетности. Следует также рассмотреть целесообразность раскрытия описательной информации для предоставления дополнительной информации о типах контрагентов. Если информация о суммах в пункте 13С(с)-(е) раскрывается по контрагентам, суммы, являющиеся по отдельности значительными в отношении общих сумм по контрагентам, должны раскрываться отдельно, а оставшиеся суммы по контрагентам, не являющиеся по отдельности значительными, должны агрегироваться в одну статью.

Раскрытие прочей информации.

В53. Требования к раскрытию информации, содержащиеся в пунктах 13С-13Е, являются минимальными требованиями. Для достижения цели, изложенной в пункте 13В, организации, возможно, придется сопроводить предоставляемые данные дополнительной (описательной) информацией, в зависимости от условий обеспеченных правовой защитой генеральных соглашений о взаимозачете и аналогичных соглашений, включая характер прав на зачет и их влияние либо возможное влияние на финансовое положение организации.

Приложение

Поправка к МСФО (IAS) 32
“Финансовые инструменты: представление информации”

Пункт 43 изложить в следующей редакции:

43. Настоящий стандарт требует представления в отчетности финансовых активов и финансовых обязательств на нетто-основе в том случае, когда это отражает ожидаемые организацией будущие потоки денежных средств от расчетов по двум или более отдельным финансовым инструментам. Когда у организации есть право и намерение получить или выплатить нетто-сумму, по существу она имеет только один финансовый актив или одно финансовое обязательство. В других случаях финансовые активы и финансовые обязательства представляются отдельно друг от друга, в соответствии с их характеристикой как ресурсов или обязательств организации. Организация должна раскрывать информацию, требуемую пунктами 13В-13Е МСФО (IFRS) 7 для признанных финансовых инструментов, входящих в сферу применения пункта 13А МСФО (IFRS) 7.

Приложение № 4
к приказу Минфина РФ
от 31.10.2012 № 143н

Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11 и Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12)

Поправки к МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность”

В приложении С:

После пункта С1 дополнить пунктом С1А следующего содержания:

С1А. Документ “Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11 и Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12)”, выпущенный в июне 2012 года, внес поправки в пункты С2-С6 и добавил пункты С2А-С2В, С4А-С4С, С5А и С6А-С6В. Организация должна применять настоящие поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Если организация применяет МСФО (IFRS) 10 для более раннего периода, она должна применить настоящие поправки для такого более раннего периода.

Пункт С2 изложить в следующей редакции:

С2. Организация должна применять настоящий стандарт ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”кроме ситуаций, описанных в пунктах С2А-С6.

После пункта С2 дополнить пунктами С2А-С2В следующего содержания:

С2А. Несмотря на требования, приведенные в пункте 28 МСФО (IAS) 8, при первом применении настоящего стандарта организации может представлять количественную информацию, требуемую пунктом 28(f) МСФО (IAS) 8, только за годовой период, непосредственно предшествующий дате первоначального применения настоящего стандарта (“непосредственно предшествующий период”). Организация также вправе, но не обязана представить такую информацию за текущий период либо за более ранние сравнительные периоды.

С2В. Для целей настоящего стандарта датой первоначального применения является начало годового отчетного периода, в отношении которого настоящий стандарт применяется впервые.

Пункт С3 изложить в следующей редакции:

С3. На дату первоначального применения не предполагается, что организация будет вносить корректировки в прежний порядок учета своего участия в:

(a) организациях, которые должны были консолидироваться на эту дату в соответствии с МСФО (IAS) 27 “Консолидированная и отдельная финансовая отчетность”и Разъяснением ПКР (SIC) 12 “Консолидация предприятия специального назначения”, и подлежат консолидации также в соответствии с настоящим стандартом; или

(b) организациях, которые не должны были консолидироваться на эту дату в соответствии с МСФО (IAS) 27 и Разъяснением ПКР (SIC) 12 не подлежат консолидации в соответствии с настоящим стандартом.

Пункт С4 изложить в следующей редакции:

С4. Если на дату первоначального применения инвестор приходит к выводу о том, что он должен консолидировать объект инвестиций, который ранее не консолидировался в соответствии с МСФО (IAS) 27 и Разъяснением ПКР (SIC) 12, инвестор должен:

(a) если объект инвестиций является бизнесом (в соответствии с определением данного термина, изложенным в МСФО (IFRS) 3 “Объединения бизнеса”), оценить на дату первоначального применения стандарта активы, обязательства и неконтролирующие доли в таком объекте инвестиций, который ранее не консолидировался, так, как если бы данный объект инвестиций консолидировался (и, таким образом, был применен учет приобретения в соответствии с МСФО (IFRS) 3) с даты, когда инвестор получил контроль над таким объектом инвестиций, на основе требований настоящего стандарта. Инвестор должен произвести ретроспективную корректировку сравнительной информации за годовой период, непосредственно предшествующий дате первоначального применения. В случае установления контроля ранее начала непосредственно предшествующего периода инвестор должен признать в качестве корректировки капитала по состоянию на начало непосредственно предшествующего периода разницу между:

(i) величиной признанных активов, обязательств и неконтролирующих долей; и

(ii) прежней балансовой стоимостью участия инвестора в объекте инвестиций.

(b) если объект инвестиций не является бизнесом (в соответствии с определением данного термина, изложенным в МСФО (IFRS) 3), оценить активы, обязательства и неконтролирующие доли в таком объекте инвестиций, который ранее не консолидировался, так, как если бы данный объект инвестиций консолидировался (применяя метод приобретения, описанный в МСФО (IFRS) 3, но без признания гудвила в отношении объекта инвестиций) с даты, когда инвестор получил контроль над таким объектом инвестиций, на основе требований настоящего стандарта. Инвестор должен произвести ретроспективную корректировку сравнительной информации за годовой период, непосредственно предшествующий дате первоначального применения. В случае установления контроля ранее начала непосредственно предшествующего периода, инвестор должен признать в качестве корректировки капитала по состоянию на начало непосредственно предшествующего периода разницу между:

(i) величиной признанных активов, обязательств и неконтролирующих долей; и

(ii) прежней балансовой стоимостью участия инвестора в объекте инвестиций.

Дополнить пунктом С4А следующего содержания:

С4А. Если оценка активов, обязательств и неконтролирующих долей объекта инвестиций в соответствии с пунктами С4 (а) или (b) практически неосуществима (как определено в МСФО (IAS) 8), инвестор должен:

(a) если объект инвестиций является бизнесом, применить требования МСФО (IFRS) 3 по состоянию на условную дату приобретения. Условной датой приобретения будет начало наиболее раннего периода, в отношении которого применение пункта С4 (а) практически осуществимо, причем таким периодом может быть текущий период.

(b) если объект инвестиций не является бизнесом, применить метод приобретения, описанный в МСФО (IFRS) 3, но не признавая гудвила в отношении объекта инвестиций по состоянию на условную дату приобретения. Условной датой приобретения будет начало наиболее раннего периода, в отношении которого применение данного пункта С4 (b) практически осуществимо, причем таким периодом может быть текущий период.

Инвестор должен произвести ретроспективную корректировку сравнительной информации за годовой период, непосредственно предшествующий дате первоначального применения, если только началом самого раннего периода, для которого может быть применен настоящий пункт, не является текущий период. Если условная дата приобретения имела место ранее начала непосредственно предшествующего периода, инвестор должен признать в качестве корректировки капитала по состоянию на начало непосредственно предшествующего периода разницу между:

(c) величиной признанных активов, обязательств и неконтролирующих долей; и

(d) прежней балансовой стоимостью участия инвестора в объекте инвестиций.

Если самым ранним периодом, в отношении которого практически осуществимо применение настоящего пункта, является текущий период, то корректировка капитала должна быть признана по состоянию на начало текущего периода.

Дополнить пунктами С4В-С4С следующего содержания:

С4В. Если инвестор применяет пункты С4-С4А, и при этом контроль согласно настоящему стандарту был получен позднее даты вступления в силу новой редакции МСФО (IFRS) 3 после его пересмотра в 2008 году (МСФО (IFRS) 3 (2008), ссылки на МСФО (IFRS) 3 в пунктах С4 и С4А должны рассматриваться как ссылки на МСФО (IFRS) 3 (2008). Если контроль был получен до даты вступления в силу МСФО (IFRS) 3 (2008), инвестор должен применять либо МСФО (IFRS) 3 (2008), либо МСФО (IFRS) 3 (опубликованный в 2004 году).

С4С. Если инвестор применяет пункты С4-С4А, и при этом контроль согласно настоящему стандарту был получен позднее даты вступления в силу новой редакции МСФО (IAS) 27 после его пересмотра в 2008 году (МСФО (IAS) 27 (2008)), инвестор должен применять требования настоящего стандарта в отношении всех периодов, в которых объект инвестиций ретроспективно консолидируется в соответствии с пунктами С4-С4А. Если контроль был получен до даты вступления в силу МСФО (IAS) 27 (2008), инвестор должен применять:

(a) требования настоящего стандарта для всех периодов, в которых объект инвестиций ретроспективно консолидируется в соответствии с пунктами С4-С4А; либо

(b) требования редакции МСФО (IAS) 27, выпущенной в 2003 году (МСФО (IAS) 27 (2003)) в отношении периодов, предшествовавших дате вступления в силу МСФО (IAS) 27 (2008), и требования настоящего стандарта в отношении последующих периодов.

Пункт С5 изложить в следующей редакции:

С5. Если на дату первоначального применения инвестор приходит к выводу о том, что он больше не будет далее консолидировать объект инвестиций, консолидировавшийся ранее в соответствии с МСФО (IAS) 27 и Разъяснением ПКР (SIC) 12, инвестор должен оценить свою долю участия в объекте инвестиций по сумме, по которой такая доля была бы оценена, если бы требования настоящего стандарта действовали в тот момент, когда инвестор приобрел долю участия в объекте инвестиций (но не получил над ним контроль согласно настоящему стандарту) или утратил контроль над объектом инвестиций. Инвестор должен произвести ретроспективную корректировку сравнительной информации за годовой период, непосредственно предшествующий дате первоначального применения. Если дата, на которую инвестор приобрел долю участия (но не получил контроль согласно настоящему стандарту) в объекте инвестиций либо утратил над ним контроль, имела место ранее начала непосредственно предшествующего периода, инвестор должен признать в качестве корректировки капитала по состоянию на начало непосредственно предшествующего периода разницу между:

(a) прежней балансовой стоимостью активов, обязательств и неконтролирующих долей; и

(b) признанной стоимостью доли участия инвестора в объекте инвестиций.

Дополнить пунктом С5А следующего содержания:

С5А. Если оценка доли участия в объекте инвестиций согласно пункту С5 практически неосуществима (в соответствии с определением, изложенным в МСФО (IAS) 8), то инвестор должен применить требования настоящего стандарта на начало наиболее раннего периода, в отношении которого применение пункта С5 практически осуществимо, причем таким периодом может быть текущий период. Инвестор должен произвести ретроспективную корректировку сравнительной информации за годовой период, непосредственно предшествующий дате первоначального применения, если только началом самого раннего периода, для которого может быть применен настоящий пункт, не является текущий период. Если дата, на которую инвестор приобрел долю участия (но не получил контроль согласно настоящему стандарту) в объекте инвестиций либо утратил над ним контроль, имела место ранее начала непосредственно предшествующего периода, инвестор должен признать в качестве корректировки капитала по состоянию на начало непосредственно предшествующего периода разницу между:

(a) прежней балансовой стоимостью активов, обязательств и неконтролирующих долей; и

(b) признанной стоимостью доли участия инвестора в объекте инвестиций.

Если самым ранним периодом, в отношении которого практически осуществимо применение настоящего пункта, является текущий период, то корректировка капитала должна быть признана по состоянию на начало текущего периода.

Абзац первый пункта С6 изложить в следующей редакции:

С6. пункты 23, 25, В94 и В96-В99 представляют собой поправки к МСФО (IAS) 27, сделанные в 2008 году, которые были перенесены в МСФО (IFRS) 10. Кроме тех случаев, когда организация применяет пункт С3 либо ей требуется применить пункты С4-С5А, организация должна применять требования, изложенные в указанных пунктах, следующим образом:

После пункта С6 дополнить заголовком и пунктами С6А-С6В следующего содержания:

Ссылка на “непосредственно предшествующий период”

С6А. Несмотря на отсылку к годовому периоду, непосредственно предшествующему дате первоначального применения (“непосредственно предшествующий период”), содержащуюся в пунктах С4-С5А, организация вправе, но не обязана, представлять скорректированную сравнительную информацию за более ранние представляемые ею периоды. Если организация все же представляет скорректированную сравнительную информацию за более ранние периоды, то все указания на “непосредственно предшествующий период”в пунктах С4-С5А должны рассматриваться как указания на “самый ранний из представленных скорректированных сравнительных периодов.

С6В. Если организация представляет нескорректированную сравнительную информацию за более ранние периоды, ей следует четко идентифицировать информацию, которая не была скорректирована, указать, что эта информация была подготовлена на другой основе, и дать пояснения в отношении основы подготовки такой информации.

Поправки к МСФО (IFRS) 11 “Совместная деятельность”

В приложении С:

После пункта С1 дополнить пунктами C1A-C1B следующего содержания:

С1А. Документ “Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11 и Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12)”, выпущенный в июне 2012 года, внес изменения в пункты С2-С5, С7-С10 и С12 и добавил пункты С1В и С12А-С12В. Организация должна применять настоящие поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Если организация применяет МСФО (IFRS) 11 для более раннего периода, она должна применять настоящие поправки для этого более раннего периода.

С1В. Несмотря на требования пункта 28 МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”, при первом применении настоящего стандарта организации необходимо представить количественную информацию, требуемую пунктом 28(f) МСФО (IAS) 8, только за годовой период, непосредственно предшествующий первому годовому периоду, в отношении которого применяется МСФО (IFRS) 11 (“непосредственно предшествующий период”). Организация также вправе, но не обязана, представить такую информацию за текущий период либо за более ранние сравнительные периоды.

Пункты С2 - С5 изложить в следующей редакции:

С2. При переходе от пропорциональной консолидации к методу долевого участия организация должна признать свою инвестицию в совместное предприятие на начало непосредственно предшествующего периода. Такая первоначальная инвестиция оценивается как совокупность балансовой стоимости активов и обязательств, которые ранее организация консолидировала на пропорциональной основе, включая гудвил, являющийся результатом приобретения. Если гудвил ранее принадлежал к более крупной единице, генерирующей денежные средства, или группе единиц, генерирующих денежные средства, организация должна отнести гудвил на совместное предприятие, исходя из относительной балансовой стоимости совместного предприятия и единицы, генерирующей денежные средства, или группы единиц, генерирующих денежные средства, к которым принадлежал гудвил.

С3. Начальное сальдо инвестиций, определенное в соответствии с пунктом С2, расценивается как предполагаемая стоимость инвестиций при первоначальном признании. Организация должна применить пункты 40-43 МСФО (IAS) 28 (с учетом поправок 2011 года) в отношении начального сальдо инвестиций, чтобы оценить, имеет ли место обесценение инвестиций, и признать убыток от обесценения как корректировку нераспределенной прибыли на начало непосредственно предшествующего периода. Исключение при первоначальном признании, предусмотренное пунктами 15 и 24 МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль”, не применяется, если организация признает инвестиции в совместное предприятие в результате применения переходных положений учета совместных предприятий, которые ранее консолидировались на пропорциональной основе.

С4. Если агрегирование всех активов и обязательств, которые ранее консолидировались на пропорциональной основе, приведет к отрицательной величине чистых активов, организация должна оценить, имеет ли она юридическое или обусловленное сложившейся практикой обязательство в отношении отрицательной величины чистых активов, и, если да, организация должна признать соответствующее обязательство. Если организация приходит к заключению, что она не имеет юридического или обусловленного сложившейся практикой обязательства в отношении отрицательной величины чистых активов, то она не должна признавать соответствующее обязательство, но должна скорректировать нераспределенную прибыль на начало непосредственно предшествующего периода. Организация должна раскрыть этот факт наряду с накопленной непризнанной долей убытков ее совместных предприятий на начало непосредственно предшествующего периода и на дату первого применения настоящего стандарта.

С5. Организация должна представить разбивку активов и обязательств, которые были агрегированы в единое сальдо инвестиций по состоянию на начало непосредственно предшествующего периода. Раскрытие данной информации должно быть подготовлено на агрегированной основе для всех совместных предприятий, в отношении которых организация применяет переходные положения, изложенные в пунктах С2-С6.

Пункты С7-С10 изложить в следующей редакции:

С7. При переходе от метода долевого участия к учету активов и обязательств в отношении доли участия в совместной операции, организация, по состоянию на начало непосредственно предшествующего периода, должна прекратить признание инвестиций, которые раньше отражались с использованием метода долевого участия, а также любых других статей, которые входили в состав чистых инвестиций организации в объект соглашений в соответствии с пунктом 38 МСФО (IAS) 28 (с учетом поправок 2011 года), и признать свою долю в каждом из активов и обязательств в связи со своей долей участия в совместной операции, включая гудвил, который мог быть частью балансовой стоимости инвестиций.

С8. Организация должна определить свою долю участия в активах и обязательствах, связанных с совместной операцией, исходя из своих прав и обязательств в установленном соотношении в соответствии с договорным соглашением. Организация оценивает первоначальную балансовую стоимость активов и обязательств посредством разукрупнения балансовой стоимости инвестиций на начало непосредственно предшествующего периода, на основе информации, используемой организацией при применении метода долевого участия.

С9. Любая разница, являющаяся результатом инвестиций, которые ранее отражались в учете с использованием метода долевого участия, в совокупности с любыми другими статьями, которые входили в состав чистых инвестиций организации в деятельность в соответствии с пунктом 38 МСФО (IAS) 28 (с учетом поправок 2011 года), и чистая признанная сумма активов и обязательств, включая любой гудвил, должны:

(a) быть засчитаны в счет любого гудвила, связанного с инвестициями, при этом оставшаяся разница корректирует нераспределенную прибыль на начало непосредственно предшествующего периода, если признанная величина чистых активов и обязательств, включая гудвил, выше, чем инвестиции (и любые другие статьи, которые входили в состав чистых инвестиций организации), признание которых было прекращено.

(b) корректировать нераспределенную прибыль на начало непосредственно предшествующего периода, если признанная величина чистых активов и обязательств, включая гудвил, ниже, чем инвестиции (и любые другие статьи, которые входили в состав чистых инвестиций организации), признание которых было прекращено.

С10. При переходе от метода долевого участия к учету активов и обязательств организация должна представить сверку инвестиции, признание которой было прекращено, и признанных активов и обязательств, при этом оставшаяся разница их величин корректирует нераспределенную прибыль на начало непосредственно предшествующего периода.

Пункт С12 изложить в следующей редакции:

С12. Организация, которая в соответствии с пунктом 10 МСФО (IAS) 27 ранее отражала свою долю участия в совместной операции в отдельной финансовой отчетности как инвестицию по себестоимости или в соответствии с МСФО (IFRS) 9, должна:

(a) прекратить признание инвестиции и признать активы и обязательства в отношении своей доли участия в совместной операции на сумму, определенную в соответствии с пунктами С7-С9.

(b) представить сверку инвестиции, признание которой было прекращено, и признанных активов и обязательств, при этом оставшаяся разница корректирует нераспределенную прибыль на начало непосредственно предшествующего периода, представленного в отчетности.

После пункта С12 дополнить заголовком и пунктами С12А-С12В следующего содержания:

Ссылка на “непосредственно предшествующий период”

С12А. Несмотря на отсылку к “непосредственно предшествующему периоду”в пунктах С2-С12, организация также вправе, но не обязана, представлять скорректированную сравнительную информацию за более ранние представленные периоды. Если организация все же представляет скорректированную сравнительную информацию за более ранние периоды, то все указания на “непосредственно предшествующий период”в пунктах С2-С12 должны рассматриваться как указания на “самый ранний из представленных скорректированных сравнительных периодов.

С12В. Если организация представляет нескорректированную сравнительную информацию за более ранние периоды, она должна четко идентифицировать информацию, которая не была скорректирована, указать, что эта информация была подготовлена на другой основе, и дать пояснения в отношении основы подготовки такой информации.

Сопутствующие поправки к другим стандартам

В настоящем приложении приводятся поправки к МСФО (IFRS) 1 “Первое применение международных стандартов финансовой отчетности”, внесенные в результате выпуска Советом по МСФО поправок к МСФО (IFRS) 11 “Совместная деятельность”. Организация применяет настоящие поправки при применении МСФО (IFRS) 1.

МСФО (IFRS) 1
“Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности”

Дополнить пунктом 39S следующего содержания:

39S. Документ “Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11 и Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12)”, выпущенный в июне 2012 года, внес изменения в пункт D31. Организация должна применять настоящую поправку при применении МСФО (IFRS) 11 (с учетом поправок, внесенных в июне 2012 года).

Пункт D31 изложить в следующей редакции:

D31. Организация, впервые применяющая МСФО (IFRS), может использовать переходные положения в МСФО (IFRS) 11 со следующими исключениями:

(a) При применении переходных положений в МСФО (IFRS) 11 организация, впервые применяющая МСФО (IFRS), должна применять данные положения на дату перехода на МСФО (IFRS).

(b) При переходе с метода пропорциональной консолидации на метод долевого участия, организация, впервые применяющая МСФО (IFRS), должна проверить инвестиции на обесценение в соответствии с МСФО (IAS) 36 по состоянию на дату перехода на МСФО (IFRS), независимо от существования какого-либо признака обесценения инвестиций. Любое возникающее обесценение должно признаваться в качестве корректировки к нераспределенной прибыли на дату перехода на МСФО (IFRS).

Поправки к МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других предприятиях”

В приложении С:

Дополнить пунктом С1А следующего содержания:

С1А. Документ “Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11 и Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12)”, выпущенный в июне 2012 года, добавил пункты С2А-С2В. Организация должна применять настоящие поправки для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 года или после этой даты. Если организация применяет МСФО (IFRS) 12 для более раннего периода, она должна применять настоящие поправки для этого более раннего периода.

Дополнить пунктами С2А-С2В следующего содержания:

С2А. Требования настоящего стандарта к раскрытию информации могут не применяться в отношении представленных периодов, начинающихся ранее чем годовой период, непосредственно предшествующий первому годовому периоду, в отношении которого применяется МСФО (IFRS) 12.

С2В. Требования к раскрытию информации, содержащиеся в пунктах 24-31, и соответствующие указания в пунктах В21-В26 настоящего стандарта могут не применяться в отношении представленных периодов, начинающихся ранее, чем первый годовой период, в отношении которого применяется МСФО (IFRS) 12.

Приложение № 5
к приказу Минфина РФ
от 31.10.2012 № 143н

Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.

Поправки к МСФО (IFRS) 1 “Первое применение международных стандартов финансовой отчетности”

После пункта 4 дополнить пунктами 4А-4В следующего содержания:

4А. Несмотря на требования пунктов 2 и 3, организация, которая применяла МСФО (IFRS) в предшествующем отчетном периоде, но последний комплект годовой финансовой отчетности которой за предыдущий период не содержал четкого и безоговорочного заявления о соответствии МСФО (IFRS), должна либо применить настоящий МСФО (IFRS), либо же применить МСФО (IFRS) ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”, как если бы данная организация не допускала перерыва в применении МСФО (IFRS).

4В. Организация, которая решает не применять настоящий МСФО (IFRS) в соответствии с пунктом 4А, должна, тем не менее, применить требования к раскрытию информации, содержащиеся в пунктах 23А-23В МСФО (IFRS) 1 в дополнение к требованиям МСФО (IAS) 8 в отношении раскрытия информации.

После пункта 23 дополнить пунктами 23А-23В следующего содержания:

23А. Организация, применявшая МСФО (IFRS) в предыдущем периоде, так как описано в пункте 4А, должна раскрыть следующую информацию:

(a) причину, по которой она приостановила применение МСФО (IFRS);

(b) причину, по которой она возобновляет применение МСФО (IFRS).

23В. Если организация, действуя согласно пункту 4А, решает не применять МСФО (IFRS) 1, то такая организация должна объяснить причины, по которым она решает применять МСФО (IFRS), как если бы она не допускала перерыва в применении МСФО (IFRS).

Дополнить пунктами 39Р и 39Q следующего содержания:

39Р. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., добавил пункты 4А-4В и 23А-23В. Организация должна применять данные изменения ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

39Q. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в пункт D23. Организация должна применять данные изменения ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

В приложении D пункт D23 изложить в следующей редакции:

D23. Организация, применяющая МСФО (IFRS) впервые, может выбрать, применять ли ей требования МСФО (IAS) 23 с даты перехода на МСФО (IFRS) либо с более ранней даты, как это предусмотрено пунктом 28 МСФО (IAS) 23. С той даты, на которую организация, применяющая данное освобождение, впервые применяет МСФО (IAS) 23, данная организация:

(a) не должна производить пересчет компонента затрат по долгам, который был капитализирован согласно ранее применявшимся ОПБУ и который был включен в балансовую стоимость активов на эту дату;

(b) должна учитывать затраты по долгам, возникшие на эту дату или после нее, в соответствии с МСФО (IAS) 23, включая те затраты по долгам, возникшие на эту дату или после нее, которые относятся к квалифицируемым активам, уже находящимся в процессе строительства.

Поправки к МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”

Пункт 10 изложить в следующей редакции:

10. Полный комплект финансовой отчетности включает:

(a) отчет о финансовом положении на дату окончания периода;

(b) отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период;

(c) отчет об изменениях в собственном капитале за период;

(d) отчет о денежных потоках за период;

(e) примечания, состоящие из краткого обзора основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации;

(еа) сравнительную информацию за предшествующий период, как указано в пунктах 38 и 38А;

(f) отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, или если она реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности в соответствии с пунктами 40А-40D.

Организация может использовать наименования отчетов, отличающиеся от тех, что использованы в настоящем стандарте. Например, организация может использовать название “отчет о совокупном доходе”вместо “отчета о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата”.

Перед пунктом 38 дополнить заголовком следующего содержания:

Минимальный объем сравнительной информации

Пункт 38 изложить в следующей редакции:

38. За исключением случаев, когда стандартами МСФО допускается или требуется иное, по всем суммам, отраженным в финансовой отчетности за текущий период, должна представляться сравнительная информация за предшествующий период. Организация должна включать сравнительную информацию также и в описательную часть, если она уместна с точки зрения понимания финансовой отчетности за текущий период.

Пункты 39 и 40 удалить.

После пункта 38 дополнить пунктами 38А и 38В следующего содержания:

38А. Организация должна представлять как минимум два отчета о финансовом положении, два отчета о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата, два отчета о прибылях и убытках (если таковые представляются отдельно), два отчета о денежных потоках и два отчета об изменениях в собственном капитале, а также соответствующие примечания.

38В. В некоторых случаях описательная информация, представленная в финансовой отчетности за предшествующий период (предшествующие периоды), сохраняет свою уместность и для текущего периода. Например, организация раскрывает в текущем периоде подробности еще не урегулированного судебного разбирательства, исход которого на конец предшествующего периода был неопределенным. Для пользователей полезна информация о том, что на конец предшествующего периода существовала неопределенность, а также о том, какие меры предпринимались в течение данного периода для разрешения этой неопределенности.

После пункта 38В дополнить заголовком и пунктами 38С и 38D следующего содержания:

Дополнительная сравнительная информация

38С. Организация может представлять сравнительную информацию в дополнение к минимальному объему сравнительной финансовой отчетности, требуемому согласно МСФО (IFRS), если данная информация составлена в соответствии с МСФО (IFRS). Такая сравнительная информация может состоять из одного или более отчетов, упомянутых в пункте 10, однако не обязательно должна представлять собой полный комплект финансовой отчетности. В случае представления дополнительных отчетов организация должна представлять и соответствующие примечания к этим дополнительным отчетам.

38D. Например, организация может представлять третий отчет прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата (тем самым представляя информацию за текущий период, за предшествующий период и за один дополнительный сравнительный период). Однако организация не обязана представлять третий отчет о финансовом положении, третий отчет о денежных потоках или третий отчет об изменениях в собственном капитале (т.е. дополнительные сравнительные финансовые отчеты). Организация должна представить в примечаниях к финансовой отчетности только сравнительную информацию, относящуюся к дополнительному отчету о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата.

После пункта 38D дополнить заголовком и пунктами 40A-40D следующего содержания:

Изменение учетной политики, ретроспективный пересчет или реклассификация

40А. Организация должна представлять третий отчет о финансовом положении по состоянию на начало предшествующего периода в дополнение к минимальному объему сравнительной финансовой отчетности, требуемому согласно пункту 38А, если:

(a) она применяет учетную политику ретроспективно, производит ретроспективный пересчет статей финансовой отчетности либо реклассифицирует статьи финансовой отчетности; и

(b) ретроспективное применение, ретроспективный пересчет или реклассификация оказывают существенное влияние на информацию, представляемую в отчете о финансовом положении на начало предшествующего периода.

40В. В обстоятельствах, описанных в пункте 40А, организация должна представлять три отчета о финансовом положении по состоянию на:

(a) конец текущего периода;

(b) конец предшествующего периода;

(c) начало предшествующего периода.

40С. Если организация должна представить дополнительный отчет о финансовом положении согласно пункту 40А, она также должна раскрыть информацию, требуемую пунктами 41-44 и МСФО (IAS) 8. Однако она не обязана представлять соответствующие примечания к вступительному отчету о финансовом положении по состоянию на начало предшествующего периода.

40D. Датой данного вступительного отчета о финансовом положении должно быть начало предшествующего периода вне зависимости от того, содержит ли финансовая отчетность организации сравнительную информацию за более ранние периоды (как допускается пунктом 38С).

Абзац первый пункта 41 изложить в следующей редакции:

41. В случае изменения представления или классификации статей в финансовой отчетности организация также должна реклассифицировать сравнительные суммы, за исключением случаев, когда реклассификация практически неосуществима. При реклассификации сравнительных сумм организация должна раскрыть следующую информацию (включая информацию по состоянию на начало предшествующего периода):

Дополнить пунктом 139L следующего содержания:

139L. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в пункты 10, 38 и 41, удалил пункты 39-40 и добавил пункты 38A-38D и 40A-40D. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

Сопутствующие поправки к другим стандартам

Ниже приведенные поправки к другим МСФО (IFRS) необходимы для обеспечения их последовательного применения совместно с новой редакцией МСФО (IAS) 1.

МСФО (IFRS) 1
“Первое применение международных стандартов финансовой отчетности”

Пункт 21 изложить в следующей редакции:

21. Первая финансовая отчетность организации, подготовленная по МСФО (IFRS), должна включать, по крайней мере, три отчета о финансовом положении, два отчета о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата, два отчета о прибылях и убытках (если таковые представляются отдельно), два отчета о денежных потоках, два отчета об изменениях в собственном капитале, и соответствующие примечания, включая сравнительную информацию для всех представленных отчетов.

Дополнить пунктом 39R следующего содержания:

39R. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в пункт 21. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

МСФО (IAS) 34
“Промежуточная финансовая отчетность”

Пункт 5 изложить в следующей редакции:

5. МСФО (IAS) 1 определяет полный комплект финансовой отчетности как документ, включающий следующие компоненты:

(a) отчет о финансовом положении на конец периода;

(b) отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период;

(c) отчет об изменениях в собственном капитале за период;

(d) отчет о денежных потоках за период;

(e) примечания, состоящие из краткого изложения основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации;

(еа) сравнительную информацию за предшествующий период как указано в пунктах 38 и 38А МСФО (IAS)1;и

(f) отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода, если организация применяет учетную политику ретроспективно, осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если она реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности согласно пунктам 40A-40D МСФО (IAS) 1.

Организация может использовать наименования отчетов, отличающиеся от тех, которые использованы в настоящем стандарте. Например, организация может использовать название “отчет о совокупном доходе”вместо названия “отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата”.

Дополнить пунктом 52 следующего содержания:

52. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., как следствие поправки к МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”внес изменения в пункт 5. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

Поправки к МСФО (IAS) 16 “Основные средства”

Пункт 8 изложить в следующей редакции:

8. Такие статьи как запасные части, резервное оборудование и вспомогательное оборудование признаются в отчетности в соответствии с настоящим МСФО, если они отвечают определению основных средств. В противном случае такие статьи классифицируются как запасы.

Дополнить пунктом 81G следующего содержания:

81G. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в пункт 8. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

Поправки к МСФО (IAS) 32 “Финансовые инструменты: представление информации”

Заголовок перед пунктом 35 и пункт 35 изложить в следующей редакции:

Проценты, дивиденды, убытки и прибыли (см. также пункт AG37)

35. Проценты, дивиденды, убытки и прибыли, относящиеся к финансовому инструменту или его компоненту, классифицированному как финансовое обязательство, должны признаваться как расходы или доходы на счете прибылей и убытков. Средства, распределяемые владельцам долевых инструментов, должны признаваться организацией непосредственно в составе капитала. Затраты по операции с капиталом, должны относиться на уменьшение капитала.

После пункта 35 дополнить пунктом 35А следующего содержания:

35А. Налог на прибыль, относящийся к средствам, распределяемым держателям долевого инструмента, и к затратам по операции с капиталом, должен учитываться согласно МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль”.

Пункт 37 изложить в следующей редакции:

37. Организация обычно несет различные затраты при выпуске или приобретении собственных долевых инструментов. В состав данных затрат могут включаться регистрационные и другие обязательные сборы, вознаграждения юристам, аудиторам и другим профессиональным консультантам, а также расходы на печать и гербовые сборы. Затраты по операции с капиталом, следует относить на уменьшение капитала в той степени, в которой они являются дополнительными издержками, относящимися непосредственно к операции с капиталом, и которых можно было бы избежать при отсутствии такой сделки. Затраты по операции с капиталом, которая была прекращена без завершения, признаются как расход.

Предложение второе пункта 39 удалить.

Дополнить пунктом 97М следующего содержания:

97М. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в пункты 35, 37 и 39, а также добавил пункт 35А. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

Сопутствующие поправки к другим стандартам

Ниже приведенные поправки к другим МСФО (IFRS) необходимы для обеспечения их последовательного применения совместно с новой редакцией МСФО (IAS) 32.

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2
“Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты”

Пункт 11 изложить в следующей редакции:

11. В соответствии с пунктом 35 МСФО (IAS) 32 выплаты владельцам долевых инструментов признаются непосредственно в составе капитала. Проценты, дивиденды и другие выплаты, относящиеся к финансовым инструментам, классифицированным как финансовые обязательства, представляют собой расходы вне зависимости от того, определяются ли эти выплаченные суммы с юридической точки зрения как дивиденды, проценты или как-то иначе.

Дополнить пунктом 17 следующего содержания:

17. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в пункт 11. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Если организация применяет поправку к МСФО (IAS) 32, внесенную документом “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”(опубликованного в мае 2012 г.), для более раннего периода, то поправка, предусмотренная в пункте 11, также должна применяться для такого более раннего периода.

Поправки к МСФО (IAS) 34 “Промежуточная финансовая отчетность”

Абзац (iv) подпункта (g) пункта 16А изложить в следующей редакции:

(iv) оценка общей стоимости активов и обязательств определенного отчетного сегмента, если такие показатели регулярно предоставляются руководителю, принимающему операционные решения, и если сумма по данному отчетному сегменту, раскрытая в последней годовой финансовой отчетности, существенно изменилась.

Дополнить пунктом 53 следующего содержания:

53. Документ “Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009-2011 гг.”, выпущенный в мае 2012 г., внес изменения в пункт 16А. Организация должна применять настоящую поправку ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”для годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет настоящую поправку для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.


Министр А.Г. Силуанов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—2019
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта