Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/505, ФНС России № 16-15/091449 от 27.09.2012

Налог на прибыль: признание расходов на рекламу

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. .

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С. В. Разгулин

Письмо
Федеральной налоговой службы
от 27.09.2012 № 16-15/091449

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве по заданию ФНС России <…> по вопросу заключения договоров со сторонними организациями и физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, на основании которых последние оказывают услуги по продвижению сайтов в сети Интернет, оптимизации сайтов для поисковых систем, выведению сайтов на высокие позиции в поисковых системах (топ-10), правильному оформлению и настройке сайтов для индексации поисковыми системами, в целях квалификации услуг в качестве рекламных через информационно-телекоммуникационные системы на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 ПК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети.

Факт оказания услуг и выполнения работ подтверждается документами -договорами и приложениями к ним, актами сдачи - приемки работ, счетами -фактурами, рекламными материалами.

Основание: письмо Минфина России № 03-03-06/1/390 от 08.08.2012.


Советник государственной гражданской службы I класса И.А. Платова
Комментарий эксперта

О порядке квалификации услуг в качестве рекламных

«Рекламные» затраты мы можем принять к учету на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как прочие расходы в составе расходов на рекламу на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Так, к расходам на рекламу можно отнести, к примеру, затраты на услуги по размещению информации о товарах в каталогах (письмо Минфина России от 27.09.2012 № 03-03-06/1/508). Но главного условия принятия расходов для целей налогообложения никто не отменял: они должны быть экономически обоснованны, документально «оправданы» и направлены на осуществление предпринимательской деятельности.

Размещая рекламную информацию в СМИ, прибегая при этом к услугам сторонних агентств, подтвердить расходы на рекламу через эфирные СМИ вы сможете такими первичными документами, как:

  •  актами, подписанными вашей компанией и рекламным агентством;
  •  эфирными справками, если размещаете рекламу на телевидении или радио.

«Оправдать» факт оказания услуги по размещению рекламного материала, можно при помощи эфирных справок или иных подобных документов, выданных непосредственно теле- или радиокомпанией. Также это могут быть и графики подтвержденных выходов рекламы (аналог эфирной справки), выданные рекламным агентством, копии документов теле- или радиокомпаний, на основании которых подготовлены соответствующие графики подтвержденных выходов рекламы. Об этом говорят специалисты финансового министерства в письмах от 06.09.2012 № 03-03-06/1/467, от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71.

В комментируемых письмах речь идет об учете для целей налогообложения расходов на услуги по продвижению сайта в сети Интернет, оптимизации сайта для поисковых систем, выведению на высокие позиции в поисковых системах в качестве рекламных. Договора на оказание названных услуг компания заключает со сторонними организациями и физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Перечисленные виды затрат специалисты финансового министерства разрешают квалифицировать в качестве расходов на рекламу через СМИ и телекоммуникационные сети, учитываемые при налогообложении в полном объеме без ограничений (письмо Минфина России от 08.08.2012 № 03-03-06/1/390 *).

Еще одним подтверждением такого вывода является письмо Минфина России от 16.12.2011 № 03-11-11/317, в котором специалисты позволяют налогоплательщикам, применяющим УСН, учесть расходы на продвижение сайта в расходах на рекламу. Однако существуют ограничения. Для того чтобы иметь возможность принимать к налогообложению расходы на создание программного комплекса, налогоплательщик должен обладать исключительными правами на созданный сторонним исполнителем web-сайт. В этом случае фирма вправе принять такие затраты как расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА, при условии документального подтверждения.

Если же сайт не принадлежит фирме на праве собственности, то затраты на разработку и создание web-сайта, который предназначен для продвижения товаров (работ, услуг) компании на рынке, данные расходы учитываются как расходы на рекламу в виде рекламных мероприятий через телекоммуникационные сети (письмо Минфина России от 28.07.2009 № 03-11-06/2/136).

Отражение в бухгалтерском учете

Предположим, за услуги продвижения сайта фирма заплатила 80 000 рублей физическому лицу, не являющемуся предпринимателем. Сумма НДФЛ, которую фирма должна исчислить и уплатить с данного вознаграждения как налоговый агент, составит 10 400 рублей (80 000 руб. * 13%).

В бухгалтерском учете данные операции сопровождаются следующими записями:

Дебет 44 «Расходы на продажи» Кредит 76-5 «Расчеты с физическими лицами за оказанные услуги»

- 80 000 руб. — стоимость оказанных услуг по продвижению сайта включена в состав прочих расходов;

Дебет 76-5 Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

- 10 400 руб. — с суммы вознаграждения физлицу удержан НДФЛ;

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»

- 21 680 руб. (80 000 руб. * (22% + 5,1 %)) — на сумму вознаграждения физлицу начислены страховые взносы;

Дебет 76-5 Кредит 50 «Касса»

- 69 600 руб. — физлицу выплачена сумма вознаграждения.

Спорные моменты при учете расходов на сайт

Если вы не зарегистрировали доменное имя в качестве товарного знака, то это все равно не препятствует учету расходов на создание сайта.

Такая ситуация рассматривалась в постановлении ФАС Московского округа от 15.12.2010 № КА-А40/15457-10. Инспекторы не желали признать расходами при исчислении прибыли затраты на информационное обслуживание сайта и по изготовлению каталога рекламной продукции. Эти затраты налоговый орган посчитал экономически необоснованными, поскольку доменное имя не зарегистрировано в качестве товарного знака. Следовательно, обозначение домена не является фирменным наименованием плательщика и к деятельности организации не относится.

Судьи не согласились с таким решением, ведь фирма заключала договора об оказании информационных услуг по обслуживанию сайтов с целью привлечения потенциальных покупателей, расширения собственного рынка сбыта и увеличения объема продаж. То есть налицо наличие в действиях налогоплательщика деловой цели, свидетельствующей о его намерениях получить экономический эффект от предпринимательской деятельности.

На сайте и в рекламном каталоге размещалась контактная информация (телефоны, адрес местонахождения и схема проезда к офису продаж и складу), и весь ассортимент предлагаемого товара.

Требование же инспекции о необходимости регистрации наименования доменного имени в качестве товарного знака для законного отнесения затрат на его продвижение (создание и обслуживание) в сети Интернет необоснованно. Ведь законодательство не относит наименование Web-сайта (так называемое доменное имя), к товарным знакам.

Расходы на изготовление логотипа

Можно ли признать рекламными затраты компании на изготовление логотипа? Ведь зачастую инспекторы не соглашаются с тем, что фирмы учитывают в составе расходов затраты на изготовление логотипов в полном объеме. Объясняют свое несогласие тем, что логотип не отвечает признакам рекламной продукции.

Совершенно противоположное мнение сложилось у судей по этому поводу. Ведь они считают, что логотип является рекламой как техническое средство, несущее в себе информацию о заявителе для неопределенного круга лиц с целью поддержания интереса к заявителю. Так указано и в постановлении ФАС Московского округа от 15.02.2010 № КА-А40/190-10.

Аналогично высказались судьи в постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2009 № КА-А40/5426-09, указав, что логотип — это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам.

В конкретно рассматриваемом деле был выдвинут аргумент, что узнаваемость компании напрямую связана с объемом оказываемых ею услуг. Деятельность коммерческой организации была направлена на получение дохода, поэтому затраты, связанные с этой деятельностью, экономически оправданны. Также оправдало фирму то, что разработанный логотип (бренд) она использовала в своей деятельности: на бланках, конвертах, в рекламных роликах.

Исходя из этого судьи пришли к выводу, что фирма обоснованно приняла затраты на разработку фирменного стиля в состав расходов, а не в качестве НМА.

* Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», 2012, № 19.

Эксперт «НА» Е.М. Юдахина

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x