Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Приказ Министерства финансов РФ
№113н от 17.08.2012

О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н

Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2012 № 25592

В целях упрощения бухгалтерской отчетности для отдельных категорий организаций и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; № 49, ст. 4908; 2005, № 23, ст. 2270; № 52, ст. 5755; 2006, № 32, ст. 3569; № 47, ст. 4900; 2007, № 23, ст. 2801; № 45, ст. 5491; 2008, № 5, ст. 411; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 8, ст. 973; № 11, ст. 1312; № 26, ст. 3212; № 31, ст. 3954; 2010, № 5, ст. 531; № 9, ст. 967; № 11, ст. 1224; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4844; 2011, № 1, ст. 238; № 3, ст. 544; № 4, ст. 609; № 10, ст. 1415; № 12, ст. 1639; № 14, ст. 1935; № 36, ст. 5148; № 43, ст. 6076; № 46, ст. 6522; 2012, № 20, ст. 2562; № 25, ст. 3373), приказываю:

внести в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 г., регистрационный № 18023) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2011 г., регистрационный № 22599), следующие изменения:

1. Пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.".

2. Дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

"6.1. Утвердить формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства согласно приложению № 5 к настоящему приказу.".

3. Дополнить приложением № 5 согласно приложению к настоящему приказу.

Скачать приложение


И.о. Министра М.М.КОТЮКОВ
Комментарий эксперта

Об упрощении бухгалтерской отчетности

Баланс балансу рознь, или «Баланс» для малого бизнеса

В заботах об отдельных категориях организаций Министерство финансов РФ наконец-то издало приказ № 113н от 17.08.2012 (далее – Приказ). Некоторое время проект этого документа (практически дословный) был размещен на сайте министерства, и вот теперь он принят. Правда, на настоящий момент он еще не опубликован официально.

В связи с этим остается открытым вопрос, когда же Приказ начнет действовать. Отметим, что в проекте присутствовал пункт «4», в котором говорилось, что документ должен был вступить в силу, начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год. Теперь такой пункт отсутствует, и значит, Приказ вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, как это принято действующим законодательством в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

И снова льготы малому бизнесу

Рассматриваемый документ вносит поправки в приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". По сути, Приказом утверждены новые, дополнительные формы бухгалтерской отчетности – баланс и отчет о прибылях и убытках.

Данные формы бухотчетности предназначены не для всех налогоплательщиков, а только для субъектов малого предпринимательства. Поэтому сначала напомним, кто же имеет право причислить себя к такой категории.

Критерии отнесения налогоплательщиков к категории субъектов малого предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ

"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Не рассматривая средний бизнес (на него не распространяется новая упрощенная форма баланса), выделим такие категории малого бизнеса:

  •  потребительские кооперативы;
  •  коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  •  физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  •  крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все эти лица, во-первых, должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Во-вторых, должны соответствовать следующим условиям:

1. для юридических лиц - доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

2. для юридических лиц - доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ);

3. для всех - средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно, в том числе по микропредприятиям - до пятнадцати человек;

4. для всех - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2008 года для малого предприятия «потолок» составляет 400 млн. рублей, для микропредприятия - 60 млн рублей.

Напомним, что закон № 209-ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, поэтому чтобы им являться, надо просто соблюдать установленные требования. Они, как правило, проверяются каждый раз, как только предприятие или индивидуальный предприниматель будет обращаться за поддержкой государства в этом качестве, например при подаче заявления о переходе на УСН, а теперь и при сдаче упрощенной формы баланса.

Немного проясним ситуацию для предпринимателей. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, от ведения бухгалтерского учета освобождаются, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ). Поэтому они могут не представлять даже упрощенную форму баланса.

Что говорит закон

Теперь посмотрим, как закон о бухгалтерском учете регулирует данное положение. Действующий закон (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ) предусматривает, что бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения (в случае обязательности аудита)

д) пояснительной записки.

Вместе с тем данный закон предусматривает, что освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и организации, получившие статус участников проекта "Сколково". Правда, об упрощенном составе или форме бухотчетности ничего прямо не сказано.

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Он регламентирует упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.

Заметим, что организации, получившие статус участников проекта "Сколково", также будут вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Об этом прямо сказано в новом законе о бухучете. Поэтому к тому списку лиц, относимых к малому бизнесу, который мы привели выше, добавим и эту категорию налогоплательщиков.

Напомним еще об одном моменте. Министерство финансов РФ постоянно информирует о том, что субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут представлять бухгалтерскую отчетность только в составе баланса и отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок, то есть не развернуто. Указание об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, выложено на сайте Минфина России.

«Облегченные» формы отчетов

Вернемся к самой бухгалтерской отчетности. (см. текст в предыдущей редакции)

Приказом № 66н установлено, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

И вот теперь Приказом утверждены конкретные упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. И это и будет необходимый минимум бухотчетности, с которой малые предприятия должны будут отчитываться по новым правилам. Никаких форм об изменении капитала, о движении денежных средств или пояснительных записок представлять не надо будет.

Главное новшество – баланс и так называемая Форма № 2 сильно «похудели». В балансе оставлено пять строк для отражения статей актива и шесть - для статей пассива. В Форме № 2 и того меньше – всего семь строк. При этом если в обычном балансе было несколько разделов, активы, например, подразделялись на внеоборотные и оборотные, то в упрощенной форме никаких разделов нет. В таком балансе надо будет только заполнить строки по активам:

  •  Материальные внеоборотные активы. Согласно разъяснениям в виде ссылок к строкам формы, в данную строку должны включаться основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства.
  •  Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы. Сюда необходимо относить и результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы.
  •  Запасы.
  •  Денежные средства и денежные эквиваленты.
  •  Финансовые и другие оборотные активы, включая дебиторскую задолженность.

По пассивам:

  •  Капитал и резервы.
  •  Долгосрочные заемные средства.
  •  Другие долгосрочные обязательства.
  •  Краткосрочные заемные средства.
  •  Кредиторская задолженность.
  •  Другие краткосрочные обязательства.

Теперь, если малое предприятие все же будет иметь такие отдельные данные, как НДС по приобретенным ценностям, оценочные обязательства, отложенные налоговые обязательства и прочее, то их можно смело присоединять к показателю «Другие долгосрочные обязательства».

Форма № 2 также представляет собой «облегченный» вариант. В ее семи строках надо будет отразить:

  •  Выручку.
  •  Расходы по обычной деятельности.
  •  Проценты к уплате.
  •  Прочие расходы.
  •  Налог на прибыль (доходы).
  •  Чистая прибыль (убыток).

Как можно заметить, в упрощенной Форме № 2 не видно многих показателей (валовая прибыль/убыток, доходы от участия в других организациях, прибыль/убыток до налогообложения, текущий налог на прибыль, в т. ч. ПНО и ПНА и изменения ОНО). Однако к форме отчета имеются небольшие разъяснения (ссылки), которые, например, уточняют, что в строке «Выручка» данные приводятся за минусом НДС и акцизов, то есть точно также как по правилам составления обычной Формы № 2.

А, например, в расходы по обычной деятельности необходимо включать себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. В «Налоги на прибыль (доходы)» - текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и активов.

Вот чего действительно нет в новой форме, так это справочной информации типа результатов от переоценки, базовой и разводненной прибыли/убытка на акцию. Такую информацию показывать даже в свернутом виде не надо будет.

Обратите внимание: новые образцы баланса и Формы № 2 уже предполагают, что бухгалтерская отчетность будет сдаваться только по году. Об этом свидетельствуют формулировки граф, указывающие на период составления отчетности. Вероятнее всего, представление промежуточной отчетности (за месяц или квартал) с 1 января 2013 года отменят. Правда, обязанность по составлению месячной и квартальной отчетности не отменяется, и тот факт, что ее не надо будет предоставлять в налоговый орган, мало что меняет для бухгалтеров.

Помимо всего прочего, Приказом дополняется такая норма: "В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя".

Таким образом, организации самостоятельно определяют, в какую строку (показатель) включить те или иные сведения. Но сделать это надо, соблюдая вышеуказанное правило.

Налоговый консультант Акиньшина И.М.

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x