Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/4/129 от 14.11.2011

Налог на прибыль: расходы в период простоя

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета расходов, связанных с содержанием и ремонтом судна во время простоя, для целей налогообложения прибыли сообщает следующее.

В целях главы 25 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Согласно подпунктам 3, 4 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

Затраты налогоплательщика, относимые к прямым расходам, которые он несет во время вынужденного простоя, возникшего в результате поломки отдельных частей судна, следует учитывать в составе внереализационных расходов на основании пункта 2 статьи 265 НК РФ.

Косвенные расходы, которые налогоплательщик продолжает нести во время вынужденного простоя, возникшего в результате поломки отдельных частей судна, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе соответствующих групп расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Учет расходов во время простоя

В письме рассмотрена довольно распространенная ситуация, когда имеющееся на балансе имущество находится в длительном ремонте (более одного налогового периода), довольно распространена. Ремонт данных механизмов является частью производственного цикла. На консервацию основное средство не переводилось. Ремонт оформлен документами согласно действующему законодательству. Помимо расходов на ремонт предприятие несет затраты на содержание экипажа, коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы, профилактическое обслуживание, амортизацию, морское страхование. Может ли организация, учитывая характер простоя, признать понесенные расходы при исчислении налога на прибыль?

Распределение расходов

Простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Такая приостановка может быть связана как с внутренними, так и с внешними причинами. В случае если виновник простоя установлен, взыскание убытков происходит за счет его средств. Если же простой произошел по внешним причинам (когда виновное лицо не установлено), то убытки, понесенные организацией, приравниваются ко внереализационным расходам.

Во время простоя, так же, как и во время осуществления деятельности, компания несет расходы - это выплата заработной платы, уплата налогов, амортизация, аренда помещения, коммунальные расходы. Проще говоря, такие затраты, избежать которых трудно. И как быть? Получается, что деятельности нет, а следовательно и поступления доходов. Но расходы имеются, которые фактически приравниваются к убыткам. Как учесть?

Учет таких затрат имеет свои особенности. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ организация самостоятельно определяет перечень прямых и косвенных расходов (с обязательным отражением в учетной политике компании).

Напомним, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию относится к расходам текущего отчетного периода. Что касается прямых затрат, то они относятся к расходам текущего отчетного периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (в соответствии со ст. 319 НК РФ).

Простой производства

Приостановление деятельности из-за ремонта судна свидетельствует о том, что простой происходит по внутренним причинам, но виновного лица нет. В таком случае учет будет следующим: убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде, в частности, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и не компенсируемые виновниками, относят к внереализационным расходам (пп. 3, 4 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Прямые затраты, возникающие во время простоя, следует учитывать в составе внереализационных расходов (п. 2 ст. 265 НК РФ). Косвенные же учитываются в составе соответствующих групп расходов в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ. Подобный учет затрат, возникающих во время простоя отражен в письме Минфина России от 04.04.2011 № 03-03-06/1/206. В нем отмечено, что прямые расходы (заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию), которые несет налогоплательщик учитываются в составе внереализационных затрат. Подобная точка зрения выражена в письме Минфина России от 21.09.2010 № 03-03-06/1/60.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 21.07.2010 №03-03-06/1/469, от 15.10.2008 № 03-03-06/4/71, расходы в виде выплат работникам организации за время простоя как по вине работодателя, так и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Обратите внимание: во избежание споров с налоговыми органами, рекомендуем, чтобы простой на производстве был должным образом задокументирован (дата начала и окончания, выплата заработной платы во время простоя). Иначе инспекция посчитает, что простой не обоснован.

Ко всему прочему специалисты финансового министерства полагают, что можно учесть в расходах потери, вызванные вынужденной приостановкой работы вследствие аварии или инцидента на производственном объекте (письмо Минфина России от 21.09.2010 № 03-03-06/1/601). Эта же позиция выражена в более раннем письме Минфина России от 16.01.2006 № 03-03-04/1/31.

Т.А. Демченко, налоговый консультант

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—2019
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта