Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/98289 от 17.10.2023

Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности

Вопрос:

Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Ответ:

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (строениях, сооружениях), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 ;статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Операции по предоставлению прав на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (строениях, сооружениях), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в данные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.

При предоставлении прав на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (строениях, сооружениях), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость Кодексом не установлено. В связи с этим налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении данных операций являются лица, предоставляющие указанные права.

Что касается определения налоговой базы и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, то при решении данного вопроса считаем возможным руководствоваться пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 33 (далее – Пленум ВАС РФ), согласно которому по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода. В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).

Таким образом, согласно выводам, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога на добавленную стоимость, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Кодекса, необоснованно.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В. А. Прокаев

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x