Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/412 от 20.08.2012

Налог на прибыль организации: учитываем расходы на аптечку

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу учета расходов на приобретение медицинских приборов и лекарственных средств для комплектации аптечек первой помощи сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 223 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

С 1 января 2012 года приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н введены требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.

Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене. Комплектация аптечек производится в соответствии с приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, расходы организации по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 Кодекса при условии соответствия их критериям, установленным статьи 252 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с регламентом Министерства финансов РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве финансов РФ, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

По вопросам комплектации аптечек медицинскими приборами и лекарственными средствами рекомендуем обращаться в Минздрав России.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Учет расходов на приобретение медицинских приборов

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н был утвержден состав аптечки, которая предназначена для оказания первой помощи работникам, пострадавшим на производстве. В соответствии с данным приказом с 1 января 2012 года такие аптечки должны быть в каждой организации.

Если трудовая инспекция при проверке обнаружит отсутствие аптечки, то она может наложить на должностное лицо штраф в размере от 1000 до 5000 рублей, на организацию - от 30 000 до 50 000 рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Для соблюдения требований законодательства лучше всего назначить ответственных лиц, на которых будет возложена обязанность по комплектации и пополнению аптечки.

В состав аптечки входят медицинские изделия и материалы, которые предназначены для оказания первой медицинской помощи (жгут, бинты, стерильные салфетки, кровеостанавливающие пакеты, лейкопластырь), а также устройство для искусственного дыхания, ножницы, булавки.

В аптечке должны находится краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками) по тому, как и чем оказывать первую помощь в разных случаях.

Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене.

Трудовым законодательством на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. Таким образом, обязанность по комплектации аптечек ложится на плечи работодателя. В связи с этим работодатель должен за счет средств фирмы приобрести все необходимые медицинские изделия и материалы.

Часто возникает вопрос, можно ли учесть затраты на комплектацию аптечки в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с налоговым законодательством расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. То есть данные расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены документами, которые оформляются в соответствии с законодательством России или обычаями делового оборота. Также данные затраты могут быть подтверждены документами, которые косвенно указывают на произведенные расходы (таможенная декларация, приказ о командировке, проездной документ и т.д.).

В прочие расходы, которые связаны с производством или реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Поэтому затраты по комплектации аптечек могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении базы по налогу на прибыль организаций.

Напомним, что работодатель также обязан организовывать и оплачивать проведение медицинских осмотров.

Суммы, уплаченные за медицинское обслуживание, которые остались в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль, не облагаются НДФЛ. Однако необходимо соблюсти следующие условия:

  •  суммы для оплаты сформированы после уплаты налога на прибыль;
  •  наличие лицензии у медицинской организации;
  •  наличие документов, подтверждающих расходы.

При оплате медицинских услуг за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, налог с которой был уплачен, суммы, уплаченные за медицинское обслуживание работников, не облагаются НДФЛ независимо от факта получения организацией убытков в текущем налоговом периоде.

Если организация расходы за лечение и медицинское обслуживание включает в состав расходов в целях обложения налогом на прибыль, оплата полученного медицинского лечения подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Налоговый консультант И.Д. Шилов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—2019
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта