Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№СА-4-7/13101 от 07.08.2012

Госрегистрация юрлиц при их ликвидации

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).

В пунктах 1 и 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Статьей 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.

Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Таким образом, если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 21 Закона №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1–8 пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

При этом согласно Постановлению Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2008 № Ф04-4604/2008(8853-А70-37), осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица невозможно без соблюдения достоверности сведений о порядке ликвидации.

Арбитражный суд указал, что принцип достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных при государственной регистрации ликвидации юридического лица, должен распространяться в том числе и на ликвидационный баланс.

В пункте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в частности в подпункте «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ содержится такое основание для отказа в государственной регистрации, как непредставление заявителем определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

При этом из содержания подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ не представляется возможным определить, будет ли ликвидационный баланс, представленный для государственной регистрации ликвидации юридического лица и содержащий недостоверные сведения, считаться непредставленным.

Так, Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.11.2010 № Ф09-9690/10-С4 согласился с выводом суда первой инстанции о том, что ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 27.10.2010 по делу № А54-154/2010 при схожих обстоятельствах согласился с выводом суда первой инстанции о том, что представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, в силу прямого указания подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 07.12.2010 №, от 22.10.2010 № 07АП-8759/10 также сделал вывод, что ликвидационный баланс при регистрации ликвидации юридического лица считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.

Схожий вывод усматривается также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 № 09АП-16906/2010, Постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2011 г. № Ф09-2285/11-С4.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, ФНС России считает, что в случае представления для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационного баланса за 2009 год, который не характеризует фактическое финансовое положение организации на дату подачи заявления о прекращении деятельности и не идентичен финансовому положению на вышеуказанную дату, то данный ликвидационный баланс содержит недостоверные финансовые сведения юридического лица.

Следовательно, у регистрирующего органа имеются основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица вследствие того, что на государственную регистрацию не были представлены все необходимые и достаточные документы, предусмотренные действующим законодательством, а именно, что не был представлен надлежащий и достоверный ликвидационный баланс.

Кроме того, должностное лицо, ответственное за представление данного баланса на государственную регистрацию, может быть привлечено регистрирующим органом к административной ответственности в соответствии с частью 3 либо 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 48 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

Кроме того, после окончания срока для предъявления требований кредиторами (пункт 1 статьи 63 ГК РФ) составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Составленный баланс утверждает орган, принявший решение о ликвидации (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, как и промежуточный, должен утвердить орган, принявший решение о ликвидации (пункт 5 статьи 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (пункт 1 статья 21 Закона о бухгалтерском учете).

Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов, используется бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

При этом обращаем внимание, что вышеуказанный Приказ признан утратившим силу в соответствии с приказом Минфина России от 22 сентября 2010 года № 108н «О признании утратившими силу приказов министерства Финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н, от 31 декабря 2004 года № 135Н и отдельных положений приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 115Н».

Следовательно, целесообразно представлять ликвидационный баланс, используя бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».


Действительный государственный советник Российской Федерации III класса С.А. Аракелов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x