Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Приказ Федеральной налоговой службы
№ММВ-7-8/238@ от 16.04.2012

Об утверждении форм документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2012 № 24545

В соответствии с пунктом 4 статьи 31, статьями 46, 47, пунктом 10 статьи 68, пунктом 5 статьи 69, пунктом 1 статьи 70, пунктом 4 статьи 76, статьей 77, пунктом 23 статьи 176.1 и пунктом 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 32, ст. 3340; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 31; 2008, № 48, ст. 5519; 2009, № 51, ст. 6155; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 27, ст. 3873; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014) приказываю:

1. Утвердить:

  • форму документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) согласно приложению № 1 к настоящему приказу;
  • форму требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) согласно приложению № 2 к настоящему приказу;
  • форму требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно приложению № 3 к настоящему приказу;
  • форму решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств согласно приложению № 4 к настоящему приказу;
  • форму решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) согласно приложению № 5 к настоящему приказу;
  • форму постановления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) согласно приложению № 6 к настоящему приказу;
  • форму решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств согласно приложению № 7 к настоящему приказу;
  • форму решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств согласно приложению № 8 к настоящему приказу;
  • форму постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков) согласно приложению № 9 к настоящему приказу;
  • форму протокола об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков) согласно приложению № 10 к настоящему приказу;
  • форму постановления об отмене ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков) согласно приложению № 11 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

  • приказ Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2006, регистрационный номер 8633; "Российская газета", 2006, № 289);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 14.05.2007 № ММ-3-19/293@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.07.2007, регистрационный номер 9838; "Российская газета", 2007, № 162);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 26.04.2010 № ММВ-7-8/202@ "О внесении изменений в формы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.05.2010, регистрационный номер 17354; "Российская газета", 2010, № 124);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 20.08.2010 № ЯК-7-8/394@ "О внесении изменений в формы решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.09.2010, регистрационный номер 18388; "Российская газета", 2010, № 219);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 13.10.2010 № ММВ-7-8/499@ "О внесении изменений в формы документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 14.05.2007 № ММ-3-19/293@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.11.2010, регистрационный номер 18871; "Российская газета", 2010, № 262);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 18.05.2011 № ММВ-7-8/318@ "О внесении изменений в формы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.07.2011, регистрационный номер 21494; "Российская газета", 2011, № 168);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 18.05.2011 № ММВ-7-8/320@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.05.2007 № ММ-3-19/293@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.07.2011, регистрационный номер 21510; "Российская газета", 2011, № 171);
  • приказ Федеральной налоговой службы от 28.07.2011 № ММВ-7-8/470@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.08.2011, регистрационный номер 21697; "Российская газета", 2011, № 195);
  • пункты 2 и 3 приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2011 № ММВ-7-8/636@ "О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/824@, от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@ и от 14.05.2007 № ММ-3-19/293@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.11.2011, регистрационный номер 22307; "Российская газета", 2011, № 261).

3. Управлению информатизации (В.Г. Колесников), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить доработку соответствующих программных средств и размещение их в Фонде алгоритмов и программ Федеральной налоговой службы в установленном порядке.

4. Руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Скачать приложения № 1-11


Руководитель Федеральной налоговой службы М.В.МИШУСТИН
Комментарий эксперта

Формы документов о выявлении недоимки у налогоплательщика

Опубликованный приказ ФНС России утверждает формы документов, которые налоговые органы должны использовать в своей работе, при выявлении у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) недоимки, ее взыскании, применении обеспечительных мер. Всего утверждено 11 форм, среди них:

  •  форма документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
  •  форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей);
  •  форма решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках, а также электронных денежных средств;
  •  форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
  •  форма постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика – организации.

Ранее формы таких документов были утверждены разными приказами ФНС России. Со вступлением опубликованного документа в силу, они прекращают свое действие.

Уплата налога по требованию

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Причем сделать это надо в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Требование об уплате налога, как правило, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 1, 2 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога представляет собой извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить эту сумму в установленный срок. Требование направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором тот состоит на учете, независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщик должен его исполнить в течение восьми дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 1, 3, 4, 5 ст. 69 НК РФ).

Взыскание налога

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган производит взыскание налога. Налог с организации или индивидуального предпринимателя взыскивается в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, с физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, согласно статье 48 кодекса.

За счет денежных средств

Допустим, налог в установленный срок не уплачен или уплачен не полностью. Тогда налоговый орган обращает взыскание на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Налог взыскивается по решению налогового органа. Происходит это путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения (на бумажном носителе или в электронном виде) налогового органа на списание с них и перечисление в бюджет РФ необходимых денежных средств. Решение о взыскании принимается после окончания срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Основание – пункты 1-3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

За счет иного имущества

Налоговый орган может взыскать налог за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств при:

  •  недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств;
  •  отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Происходит это путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Основание – пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

Приостановление операций по банковским счетам

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (т. е. обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа) является приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем налогового органа (его заместителем), направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. Решение передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств вручается должностным лицом налогового органа представителю банка не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 2, 4 ст. 76 НК РФ).

Другой причиной, при которой может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке, является несдача налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Копия решения о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается указанному налогоплательщику. Делается это не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Передача происходит под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения.

Арест имущества

Арест имущества также является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Арест на имущество налагается в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (п. 1 ст. 77 НК РФ).

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимает руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Перед арестом имущества соответствующие должностные лица, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При проведении рассматриваемого мероприятия составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения. Об этом говорится в пунктах 6, 9, 10, 13 Налогового кодекса РФ.

Налоговый консультант А.Ф. Клюев

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x