Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-11/278 от 03.11.2011

ЕНВД : бесплатно предоставляемые парковочные места для транспортных средств инвалидов

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).

Согласно статье 346.27 Кодекса под платными стоянками понимаются площади (в т. ч. открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).

При этом площадь стоянки - общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Пунктом 3 статьи 346.29 Кодекса для исчисления единого налога на вмененный доход по указанному виду деятельности установлен физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)".

Частью 9 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса предусмотрено, что при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 статьи 346.29 Кодекса, на корректирующий коэффициент К2.

Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса.

Согласно пункту 7 статьи 346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

В связи с этим для решения вопроса об установлении оптимальной налоговой нагрузки при применении режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности следует обращаться в представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

ЕНВД: предоставление парковочных мест инвалидам

В письме рассмотрена довольно непростая ситуация: физическое лицо является владельцем автостоянки. По требованию государственных органов физлицом были предоставлены места бесплатной парковки для автотранспорта инвалидов. Можно ли уменьшить общую площадь стоянки на предоставляемые места для лиц с ограниченными возможностями при расчете физического показателя по ЕНВД? Попробуем в этом разобраться.

Требования законодательства

Предпринимательская деятельность по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по их хранению на платных стоянках подлежит обложению налогом на вмененный доход. Исключение — штрафные стоянки.

Справка: под площадью стоянки понимается общая территория земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов. Физическим показателем по указанному виду деятельности является «общая площадь стоянки (в квадратных метрах)».

Мнение Минфина России неоднозначно. В письме 19.06.2006 № 03-11-04/3/293 рассмотрена ситуация, когда плательщик ЕНВД, оказывает услуги в сфере по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. На вопрос можно ли исключить из из налогооблагаемой базы ту часть автостоянки, где бесплатно размещается транспорт Органов МВД РФ , а также подъездные дороги, помещения сторожей чиновники вынесли свое решение и указали: не предусматривается уменьшение площади платных стоянок на площадь подъездных дорог непосредственно к стоянке автомобилей; на площадь, занимаемую служебными помещениями стоянки; на площадь, используемую для бесплатного размещения транспортных средств специального назначения, и т. п. В обоснование своей позиции они отметили, что размер площади, принимаемый в качестве физического показателя при расчете ЕНВД, определяется на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право налогоплательщиков на использование земельного участка для организации стоянки (договоры купли-продажи, аренды и др. документы).

Однако в письме Минфина России от 16.12.2009 № 03-11-06/3/296 специалисты отметили, что в целях исчисления единого налога на вмененный доход учитывается площадь земельного участка, отведенного под платную стоянку, указанная в инвентаризационных и правоустанавливающих документах, независимо от фактического размера его использования.

В случае когда часть земельного участка, отведенного под платную стоянку, используется в иных целях (хранение товаров, основных средств и т. д.), следует внести соответствующие изменения в правоустанавливающие и инвентаризационные документы с целью изменения величины физического показателя для исчисления единого налога на вмененный доход. Поэтому целесообразнее в документах указать именно ту часть площади, которая используется непосредственно по своему прямому назначению.

Противоречивая позиция

В статье 327 Налогового кодекса РФ указано, что под платной стоянкой понимается площадь (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок). Исходя из определения сделаем вывод, что стоянкой признается используемая лишь по прямому назначению площадь, следовательно с нее и нужно начислять налог. Скорее всего налоговые инспекторы с такой позицией не согласятся и доначислят налог.

Мнение судей

Что касается судебной практики, то имеются решения принятые как в пользу организаций или предпринимателей, так и инспекций. К примеру, в постановлении ФАС Поволжского округа от 30.06.2009 № А12-17245/2008 указано, что физический показатель при исчислении ЕНВД должен определяться исходя из площади, фактически используемой для оказания платных услуг по хранению транспортных средств, а не только из площади, определенной правоустанавливающими документами. В постановлении ФАС Поволжского округа от 12.08.2008 № А55-1002/08 арбитры вынесли решение, что бесплатное предоставление парковки арендаторам офисных помещений не учитывается при исчислении базы по ЕНВД правомерно. Однако имеются и противоположные решения. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2011 № А19-22489/09 судьи пришли к выводу, что налоговая инспекция правомерно при доначислении единого налога на вмененный доход исходила из общей площади автостоянок, а не стояночных мест.

Парковочные места для инвалидов

Бесплатное предоставление мест парковки для специальных автотранспортных средств инвалидов предусмотрено Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (не менее 10 процентов на каждой стоянке транспортных средств, в том числе предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений.

Учитывать или нет эту площадь при расчете физического показателя - решать налогоплательщику. Но стоит помнить, что по вопросу исключения этой территории из общей площади споров с инспекторами не избежать.

Эксперт "НА" Ю.Л. Терновка

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—2019
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта