Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-15/1044 от 24.01.2019

О ведении книг покупок и книг продаж в электронном виде

ФНС России, рассмотрев письмо <...> по вопросу ведения книг покупок и книг продаж в электронном виде, направленное Минфином России письмом от 25.05.2018 № 03-07-15/35328, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).

Форма книги покупок, применяемая при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на Добавленную стоимость» (далее — Постановление от 26 декабря 2011 года № 1137).

В соответствии с пунктом 1 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение № 4 к Постановлению от 26 декабря 2011 года № 4 ведут книгу покупок на бумажном носителе либо в электронном виде.

Согласно абзацу 2 пункта 24 (приложение № 4) Постановления от 26 декабря 2011 года № 4) книга покупок, составленная в электронном вице организацией за налоговый период, и дополнительные листы книги покупок, составленные в электронном виде за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура (в том числе корректировочный) до внесения в него исправлений, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации (уполномоченного им лица) при их передаче в налоговый орган в случаях, предусмотренных Кодексом.

Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью книгу покупок, составленную в электронном виде организацией до направления ее в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

В соответствии с абзацем 4 пункта 24 Постановления от 26 декабря 2011 года № 1137 (приложение № 1137 книга покупок и дополнительные листы книги покупок, составленные на бумажном носителе или в электронном вице, хранятся не менее 4 лет с даты последней записи.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Аналогичные правила ведения и хранения установлены и в отношении книг продаж, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение № 5 к Постановлению от 26 декабря 2011 года № 5).

Учитывая изложенное, при составлении и хранении книг покупок (книг продаж) в электронном виде, у налогоплательщика отсутствует обязанность подписывать данные книги усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации (уполномоченного им лица) до их передачи в налоговый орган. В случае передачи книги покупок (книги продаж) в налоговый орган, в частности, при истребовании в рамках проведения камеральной налоговой проверки, данные книги подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, исполняющего функции руководителя организации на момент их передачи в налоговый орган.


Действительный государственный советник РФ 2-го класса Д.В. Егоров

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x